THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
10

Счастливый ребенок 21.04.2017

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Фотогеничная «колючка» расторопша

Психотерапевтами достаточно давно подмечен один факт: выполнение простых и понятных упражнений помогает раскрыть личность ребёнка, узнать, что происходит в его душе. Арт-терапия - это психотерапевтический, лечебно-профилактический вид работы с использованием искусства. Через различные творческие поделки малыш рассказывает о себе и своих страхах. Психолог же, собирая данные, помогает ребёнку, выстраивая правильные модели поведения и трансформируя страхи.

Арт-терапия — распространенная методика детской психотерапии

В психотерапевтической практике используются разнообразные методики диагностики эмоционального состояния ребёнка и определения его уровня психологического развития, позволяющие силой искусства избавиться от многих заболеваний.

Арт-терапия и дети

Малыши для психотерапевтов являются «сложными» клиентами. Детям, ввиду их возраста, достаточно трудно описать словами свои страхи, рассказать о том, что их беспокоит. Психика детей очень уязвима и ранима. И только арт-терапия поможет в определении существующей проблемы, коррекции поведения, изменения психологического настроения. Любого малыша достаточно просто испугать, обидеть, вызвать в нём раздражение. И если родители заметили в поведении своего чада какие-либо некорректные действия, неадекватную реакцию на различные жизненные ситуации, то арт-терапия станет эффективным способом воздействия на ребёнка. Нотации, порицания, нравоучения со стороны родителей не принесут никаких результатов, они непонятны для ребёнка, а потому ничуть не действительны, не успешны.

Для того чтобы малышсмог раскрыться, необходимо создать соответствующие условия. Он должен чувствовать себя свободно и непринуждённо, ощущать полную безопасность. Часто родители не в состоянии создать подобную атмосферу дома, поскольку слишком нетерпеливы и постоянно оценивают своё чадо, давая указания, что можно делать, а что нет. На занятиях арт-терапией психотерапевт ни в чём не ограничивает свободу ребёнка, позволяя ему достаточно раскрыться, чтобы показать то, что малыш не в состоянии описать словами.

Психологи помогают отыскать в ребёнке скрытые способности, избавляют от множества страхов и конфликтов с самим собой. Режим работы врачей весьма щадящий, не влияющий на психику малыша. Занятия проходят в игровой форме - это позволяет завоевать доверие маленького пациента и постепенно узнать о беспокоящих его проблемах.

Школьнику начальных классов и детям дошкольного возраста достаточно 1,5 часов тренинга арт-терапии в неделю. Этого вполне хватит, чтобы гиперактивные подростки смогли выплеснуть свои эмоции, накопленные за семь дней. Во время уроков при помощи арт-терапевтических средств происходит снятие глубинных страхов у школьников младшего и среднего звена, дошкольников и детей, которые ходят в младшие группы детского сада. В процессе работы у дошкольников формируются навыки и средства поиска компромиссов между собственным миром и требованиями окружающих. В результате ребёнок сможет поверить в себя и свои силы, которые будут придавать ему ощущение значимости, ответственности.

В детсадах и детских центрах развития арт-терапевтическая работа проводится логопедами коррекционных центров.

Чем отличается арт-терапия от обычного занятия творчеством

Арт-терапия - метод действий, корректирующих поведение ребёнка (в т. ч. девиантное), путём творческого выражения: лепки, игр с песком, театрального проигрывания историй, сочинения рассказов. Причина эффективности таких занятий кроется в творческом мышлении чада: оно более точное, конкретное и детальное, нежели у любого взрослого человека. Именно оно применяется детьми для понимания, осмысления и оценки мира вокруг них, построения отношений с ним.

Ребёнок, в силу своего возраста, отображает в своём творчестве не конкретные впечатления, полученные извне, а бессознательно изображает более глобальные вещи - весь свой жизненный опыт.

Детям арт-терапия наиболее приятна и удобна, не причиняет дискомфорта и неловкости. Немаловажным оказывается и то, что любой предмет арт-терапевтических занятий является для него наиболее «важным партнёром», нежели сам арт-психолог.

Именно к таким предметам коммуникации малыш проявляет имеющиеся в своём сознании и характерные только для него формы построения отношений. Такой метод позволяет определить самые серьёзные, травмирующие психические проблемы и избавиться от них. Борьба с трудностями проходит в тени процесса арт-терапии, одновременно и параллельно. Благодаря арт-терапии можно изучить мир внутренних переживаний ребёнка, исследовать его чувства, установить причины переживаний, тревожности. Вербальные ответы в виде характерных линий, определённых цветов и фигур могут рассказать об очень многом.

При занятиях терапией искусством дети не испытывают психологический дискомфорт

Виды арт-терапевтических занятий для ребёнка

Любой метод занятий арт-терапией направлен на возможность ребёнка к самовыражению в любом возрасте. Отсутствие законов, правил и ограничений позволяет выпустить наружу всё то, что волнует его, описать через творчество свою проблему, понять её, поменять к ней своё отношение.

Наиболее популярными способами арт-терапии являются лепка, танцы, пение, изотерапия, моделирование из бумаги, ваяние, вязание, песочная терапия и т. д.

Многообразие возможных приёмов позволяет создать большую пространственную область для определения и корректировки проблемных ситуаций. В качестве методов работы применяют активную и пассивную арт-терапию. Пассивная методика основана на применении материала готового вида: обсуждение прослушанного сюжета сказки или музыкального произведения, рисунка. Принцип активной методики заключается в творении, создании какого-либо нового объекта искусства.

Занятия лепкой

Лепка помогает чаду развить усидчивость, внимательность и мелкую моторику. Материалом для занятий может стать воск, глина, пластилин и даже солёное тесто. Терапевт, наблюдая за процессом, отмечает особенности поведения малыша, помогает направлять энергию в нужное русло.

Хорошо помогает в лечении психического здоровья малыша методика, названная маскотерапией. Ребёнок вылепливает маску, представляющую для него страх, тревогу или негативные мысли. Специалист объясняет ему, что всё плохое теперь «живёт» в этой маске, и об этом необходимо забыть, оставить, «выбросить» прямо тут, у врача в кабинете.

Польза песка

Наиболее простым и одновременно самым любимым методом у детей является песочная терапия. Для проведения занятий потребуется лишь небольшая коробка с песком. С его помощью малыш создаёт различные рисунки, фигуры. Это развивает тактильные ощущения, делает ребёнка более сконцентрированным, раскрепощённым, менее агрессивным и тревожным. Через песочную терапию происходит его самовыражение.

Лечебная терапия при помощи песка позволяет выявить у детей задержку психического развития, аутизм, неврозы. Удачен этот способ для детей, переживших стресс, связанный с потерей близких, сменой места жительства, переходом в новый детский сад,.или находящихся в депрессивном состоянии.

Помощь изотерапии

Наиболее доступными методами являются упражнения по рисованию каракулей - изотерапия. Ребёнок в это время чувствует себя свободным, не задумывается о результате. В полученных на бумаге линиях он пытается увидеть какой-либо образ. Описывая его, он может что-то дорисовывать, выделять какие-то важные элементы и акцентировать на них внимание.

Увлекательной разновидностью изотерапии является монотипия или «один отпечаток». На поверхности, которая не впитывает краску, чадо рисует линии или пятна. Затем эта поверхность накрывается листом бумаги. Полученный на ней отпечаток демонстрируется ребёнку с тем, чтобы он описал его или дорисовал образ.

Благодаря изотерапии специалисты могут понять психическое состояние ребёнка, классифицировать его и помочь побороть комплексы и страхи, связанные с ним. Любое переживание, которое ребёнок не может выразить устно, находит отражение в рисунках. Определённые фигуры, присутствие каких-то элементов, используемый цвет и характер линий - всё это может поведать арт-терапевту о внутреннем мире ребёнка. Во время рисования, малыш в красках описывает собственное настроение, раскрывает внутренний мир, эмоции и переживания. Специалист же ведёт непринуждённую беседу для составления картины психологического состояния.

Изотерапия — простейший метод работы с детьми

Это направление в арт-терапии только начинает набирать популярность. Музыка является неплохим способом снятия стресса, помогает устранить нарушения устной речи и отклонения в поведении ребёнка. При помощи музыкальной терапии специалисты могут избавить малыша от многих неврологических проблем, депрессии.

Арт-терапевт во время занятий проводит обучение и рассказывает малышу об основных понятиях в музыке, используя для описания игровые образы: например, страна Гармония, где живёт принцесса Мелодия и принц Ритм, и проч. Таким образом, занятия помогают ребёнку отвлечься от реальных проблем жизни, снизить давление на его психику.

Детям с задержками психомоторного развития данный вид терапии позволит устранить эмоциональное перенапряжение и увеличить подвижность.

Музыкотерапия отлично снимает нервное напряжение

Театральные постановки

Участие чада в постановках на сцене научит его выражать свои эмоции, чувства и мысли не только при помощи слов, но и движениями и мимикой. Играя различных персонажей, малыш примеряет их образы на себя, учится понимать их переживания.

Сказкотерапия

Этот вид арт-терапии подойдёт для совсем маленьких детишек. Врач просит малыша рассказать сюжет какой-либо сказки, проанализировать её или придумать свою историю. Цель таких занятий - поддержка чада в эмоциональном плане, создание у него правильных представлений о мире и других людях, развитие важных навыков общения в коллективе.

Упражнения в практике арт-терапии

Отличием арт-терапевтического вида лечения от иных программ и практик психотерапевтического лечения является применение невербального вида коммуникации, выступающего в роли главного источника донесения информации. За основу взяты упражнения, позволяющие чадуу без каких-либо сложностей справиться со своими страхами или устранить тормозящий фактор.

Ряд упражнений в практике арт-терапии являют собой некий инструмент, позволяющий развивать навыки межличностного общения, повысить собственную оценку, создать более успешный образ собственного «Я».

Каждое арт-занятие с малышом или подростком проходит в два этапа. На первом малышу предоставляется возможность творчески выразиться, например, создать какой-либо рисунок, что-нибудь слепить. Данный этап опирается на невербальный способ общения и не имеет каких-то чётких схем поведения.

На втором этапе ведущую роль играют вербальные механизмы коммуникации. Здесь происходит обсуждение того, что было создано ребёнком. В расчёт не принимается физическая красота творения, его эстетический вид. В арт-терапии это не играет главной роли.

На первом этапе занятий следует попросить малыша что-нибудь слепить или нарисовать

Невербальный способ - простейший метод, позволяющий ребёнку поведать о собственных волнениях, негативных и тревожных мыслях, переживаниях. На занятиях арт-терапией решаются следующие задачи:

  • устраняются внутренние негативные качества ребёнка;
  • повышается самооценка;
  • происходит обучение объективному анализу происходящих в жизни ребёнка событий;
  • выстраивается более успешный или новый образ собственного «Я»;
  • малыш научается правильно трактовать свои чувства, идеи, цели и отстаивать точку зрения.

Упражнения арт-терапии направлены главным образом на изменение направления энергии психического состояния ребёнка в наиболее благоприятное русло. Арт-терапевты помогают преодолеть проблемы путём выражения её через какой-либо инструмент творческой деятельности. Это и есть главное целительное свойство арт-терапии.

Создать образ проблемы, страха - это лишь первый шаг. Далее необходимо трансформировать этот лик, изменить его, придать другую форму. Одновременно происходит изменение физического образа ребёнка путём переработки внутреннего представления о нём (в голове ребёнка). Уникальность арт-терапии позволяет подобрать решение проблемы для любого индивида, даже в самых сложных ситуациях.

Групповые занятия арт-терапией

Занятия групповой арт-терапией - наиболее простой путь анализа психического состояния малыша. Он позволяет понять мечты ребёнка, его мысли без обращения к сложным аналитическим методам.

Арт-терапия в группе детей выстраивается на сравнительном анализе, взаимодействии детей друг с другом и преподавателем.

Во время занятий ребёнок учится быть коммуникабельным, вносит обязательные корректировки в своё поведение по отношению к другим, старается влиться в социум, вырабатывая способы и механизмы построения взаимоотношений с ровесниками.

В дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться в новых условиях в детсаде или школе.

Проблемы, решаемые на групповых занятиях арт-терапией:

  • избавление от страхов и тревог - из рисунков ребёнка можно выяснить, что тревожит его и чего он боится; изображение своих опасений помогает противостоять страху, побеждать его;
  • освобождение от тиков, неврозных и навязчивых состояний - внутренние эмоции освобождаются за счёт творчества, что делает ребёнка более спокойным, устойчивым к стрессовым ситуациям внешнего мира;
  • повышение самооценки - выполнение творческих заданий позволяет малышу понять свою уникальность, осознать собственную ценность;
  • укрепление эмоционального интеллекта - в процессе занятий дитя учится выражать свои чувства и эмоции, использует свои наиболее сильные стороны для решения поставленных задач;
  • устранение последствий жизненно стрессовых ситуаций - на занятиях ребёнок отвлекается от возможных семейных неурядиц.

Преимущества и польза от занятий арт-терапией

Работая над созданием какого-то творческого произведения, чадо становится уверенным в себе, повышает чувство собственного достоинства, получает возможность реализовать себя, испытывает удовлетворение от процесса аналитического и творческого создания художественного произведения.

Дитя расширяет свои возможности и собственные права. Техника арт-терапии помогает в детском возрасте выразить страхи и эмоции визуальным способом и избавиться от них.

К плюсам занятий арт-терапией с детьми также можно отнести:

  • для занятий арт-терапией в детском возрасте не нужны развитые способности, которые необходимы в изобразительном или художественном творчестве;
  • за счёт специальной техники малышу проще «рассказать» о своих проблемах и переживаниях, он учится рассматривать свои проблемы под иным ракурсом, пытается отыскать пути решения;
  • арт-терапия является орудием самопознания и самовыражения;
  • занятия помогают детям преодолеть безынициативность и апатию,
  • такие уроки формируют активную жизненную позицию;
  • техника занятий направлена на мобилизацию творческого потенциала;
  • занятия носят актуальное «инсайт-ориентированное» направление, в котором имеет место большая терпимость, гармоничнсть и доверительность атмосферы, большее внимание к собственному миру ребенка.

«Девятый вал» и «Мона Лиза», «Времена года» и «Полет шмеля», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «сказка о Царе Салтане», «Война и мир» — все это шедевры мирового искусства. Во времена, когда они были созданы, никто не задумывался о том, что искусством можно лечить. Но уже тогда люди стремились к прекрасному и хотели творить.

В середине 20 века ученые впервые задумались о том, что искусством и творчеством можно не только наслаждаться, но и лечить психологические расстройства. С тех пор, арт-терапия зарекомендовала себя как высокоэффективный метод диагностики, коррекции, лечения и развития детей. Эта методика решает огромное множество психологических проблем:

  • Социальная адаптация детей
  • Проблемы агрессивного поведения
  • Неврозы, логоневрозы
  • Нарушения поведения
  • Истерики и капризы
  • Страхи, ночные кошмары
  • Плаксивость
  • Энурез
  • Проблемы с речью
  • Лечение болезней психосоматического характера
  • Задержка умственного развития
  • Семейные проблемы
  • Сложные жизненные ситуации
  • Развитие мелкой моторики
  • Коррекция развития детей-инвалидов, детей с ДЦП, ОВЗ, аутизмом, синдромом Дауна

Детская арт-терапия помогает даже самым маленьким пациентам, ведь с ее помощью любой ребенок может выразить свои чувства, мысли и эмоции, выплеснуть агрессию мирным путем, самовыразиться и, тем самым, решить многие внутренние проблемы и конфликты. Арт-терапевтические занятия для детей проходят в легкой игровой форме, ребенок даже не замечает, что он решает какие-то свои проблемы или обучается, для него это просто интересное познавательное занятие.

Виды арт-терапии для детей

В настоящее время эта методика получила достаточно широкое распространение, занятия арт-терапией для детей проводятся во многих детских садах, школах, развивающих центрах и даже в поликлиниках. Существует огромное множество всевозможных техник арт-терапии для детей, которые основаны на разных видах искусства, что является неоспоримым преимуществом данной методики. Ведь каждый ребенок сможет выбрать именно то, что ему по душе.

Сказкотерапия — терапевтическая и развивающая методика одновременно. Сказкотерапия позволяет, с помощью правильно подобранной сказки, рассказа, притчи, проиграть проблему ребенка и подсказать выход из проблемной ситуации. Развивающая сказкотерапия рассказывает ребенку о добре и зле, о мире и жизни, прививает нормы морали, учит разбираться в людях и взаимодействовать с ними.

Песочная терапия — прекрасный метод диагностики и решения многих проблем. Наблюдая за игрой ребенка, терапевт выявляет его проблемы, внутренние конфликты и помогает, с помощью игры, решать эти вопросы. Прекрасно развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, решает проблемы с речью и многие другие.

Танцевальная терапия – является отличной профилактикой детских комплексов, неврозов, помогает ребенку выразить мысли и эмоции через движения своего тела, снимает эмоциональное напряжение. Танцевальная терапия хорошо подходит для скромных и закомплексованных детей, они учатся владеть своим телом, осознавать его, что способствует повышению самооценки и приобретению уверенности в себе.

Цветотерапия известна с древнейших времен, еще наши предки знали, что каждый цвет имеет свое влияние на организм человека. Голубой цвет — успокаивает, зеленый — расслабляет, красный — лечит простудные заболевания, оранжевый придает бодрости, желтый — улучшает настроение. Эти знания можно успешно использовать для того, чтобы гармонизировать состояние человека.

Игротерапия- является инструментом диагностики и лечения разнообразных психологических и социальных проблем ребенка. Игротерапевт, наблюдая за тем как играет ребенок, зачастую, может сделать больше выводов о состоянии ребенка, чем в ходе длительной беседы. И так же, через игру оказать ребенку серьезную психологическую помощь.

Куклотерапия помогает бороться с детскими страхами, решает множество психологических проблем. С помощью театральной постановки, которая основывается на проблеме пациента, ребенок проигрывает свою жизненную ситуацию и находит выход из нее. Так же, ребенок может сделать собственную куклу, которая станет олицетворением его проблемы. Вложив свои переживания в куколку, ребенок высвобождает негативные эмоции и ему становится легче.

Изотерапия активно используется для коррекции невротических, психосоматических нарушений, при трудностях в обучении и социальной адаптации. В изотерапии используется: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство. Творчество помогает ребенку лучше понять себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от негативных эмоций. Рисование отлично развивает у ребенка чувственно-двигательную координацию, конкретно-образное и абстрактнологическое мышление.

В музыкотерапии, музыка используется в лечебных и коррекционных целях, это направление получило широкое применение, как в психологии, так и в медицине. Многочисленные исследования показали, что музыкотерапия регулирует психовегетативные процессы организма, тем самым влияя на физиологическое состояние человека, регулирует эмоциональное состояние человека, способствует очищению от негативных эмоций, активизирует творческое полушарие мозга, повышает социальную активность.

Детскую арт-терапию активно используют в двух направлениях: для лечения психологических проблем у детей, начиная от раннего дошкольного возраста, и для всестороннего развития малышей (2-3 года), старших дошкольников, детей школьного возраста. Родители также могут использовать арт-терапию для развития своих малышей, даже, если что-то будет получаться не совсем верно, вреда это не прнесет. Но, для лечения ребенка средствами детской арт-терапии, обязательно нужно обращаться к квалифицированному специалисту.

Необходимо помнить, что арт-терапия — это не то же самое, что кружок умелые ручки: изотерапия не просто кружок по рисованию, а музыкотерапия, не обычные занятия музыкой для детей, обращайте на это внимание, когда отдаете своих детей заниматься по данной методике.

Ирина Лозицкая, семейный психолог, арт-терапевт

К сожалению, не все дети развиваются так, как того хотели бы любящие родители. Различные психологические проблемы могут возникнуть у малыша даже в самой благополучной семье. И для их решения замечательно подойдет арт-терапия, включающая в себя огромное количество методов, приемов и форм работы. Очень удобно то, что использовать их можно не только на занятиях у профессионалов, но и в домашних условиях.

Суть понятия

Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их. Впервые методика «лечения искусством» была применена в США после Второй Мировой войны для помощи детям – узникам концлагерей. Неожиданно оригинальные приемы оказались весьма результативными, поэтому данный вид терапии был изучен более детально.

Известно, что произведения искусства помогают избавиться от страха, отвлечься от проблем, поэтому взрослые люди включают классическую музыку, наслаждаясь ее дивными звуками, идут в музей и часами стоят, вглядываясь в полотно. То же самое происходит и с ребенком. Но для него необходимо подбирать задания более простые, комфортные по возрасту – например, создать собственное «произведение», в котором в нестандартной форме выразить свои мысли и переживания. Это и есть лечение искусством.

Цель и задачи

Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.

Задачи методики разнообразны:

  • Диагностика психологической проблемы. На основании рассказа родителей и поведения малыша специалисту за ограниченное время бывает трудно определить, с чем именно он имеет дело. А анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
  • Синхронизация работы полушарий головного мозга.
  • Организация помощи ребенку в управлении своими переживаниями и чувствами. Взрослые знают – бывает, достаточно выговориться, чтобы стало легче. Терапия искусством поможет малышу «выговориться» посредством творчества.
  • Обеспечение контактов: ребенка и специалиста (или родителя), ребенка и внешнего мира.
  • Раскрытие и развитие творческих способностей.
  • Повышение самооценки маленького «пациента».
  • Реализация эстетических потребностей.
  • Снижение агрессии у «трудных» детей.

Использовать элементы такой терапии можно не только у профессиональных психологов. Даже дома несложно помочь малышу справиться с психологическими проблемами при помощи творчества.

О пользе терапии для дошкольников

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.

Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.

А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Виды

Для работы с маленькими пациентами специалисты используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся:

  • сказкотерапия;
  • песочная терапия;
  • изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);
  • библиотерапия (исцеление при помощи книг);
  • имаготерапия (работа с театральными образами);
  • фототерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия.

В домашних условиях можно использовать элементы этих направлений. Чаще всего используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют дошкольникам научиться общению.

Песочная терапия основана на предоставлении малышу полной свободы действий. Он может лепить из песка все, что посчитает нужным, улучшая таким образом свое тактильное восприятие, а также творческое начало.

Имаготерапия поможет ребенку попробовать себя в новой роли, выстроить и «проиграть» определенную модель поведения, оценить результат, лучше разобраться в себе и своих поступках.

Сказкотерапия – замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Именно ее зачастую используют для самых маленьких пациентов, которым другие формы искусства пока не представляются привлекательными. Вариантов реализации несколько:

  • прослушивание сказки, которую читает педагог (родитель);
  • придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого;
  • ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного текста.

Организация занятия

Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.

При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:

  • дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
  • ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.

Использовать терапевтические элементы можно дома, не обращаясь к специалисту. Мама должна понимать, что детально проанализировать детские работы она едва ли сможет, но интерес, общение и дружелюбная атмосфера сделают свое дело и помогут решить некоторые психологические проблемы. Однако в наиболее сложных случаях, когда домашние занятия не дают результата, следует обратиться к специалистам.

Необходимые материалы

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

  • кисти и краски;
  • мелки;
  • фломастеры;
  • карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Очень важно правильно организовать рабочее место юного творца, сделать так, чтобы ему было удобно. Если мама будет пристально следить, чтобы кроха не испачкал новые обои или не поставил пятно на ковер, результата не будет. Поэтому нужно заранее рассмотреть, какие материалы будут использоваться, и подготовиться к этому – например, закрыть светлые поверхности пленкой.

Примеры игр и упражнений

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

Изотерапия

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

  • Рисование пальцами. Для этого потребуется лист ватмана (его с успехом заменят старые обои) и жидкие краски. Можно проводить пальчиками линии, поставить на бумаге разноцветные отпечатки ладони, попробовать придумать и воплотить законченную композицию.
  • Рисования музыки. Некоторым скептикам упражнение может показаться бессмысленным, однако включив малышу классическое произведение и дав ему кисть и краски, можно получить неожиданный результат – оригинальное изображение того, как именно дошкольник понял музыку. Помогает научиться выражать свои эмоции при помощи рисования.
  • Монотипия. Это методика создания рисунка при помощи отпечатков.
  • Цветок. Взрослый просит малыша придумать некий сказочный цветок, представить, как он выглядит, какого цвета лепестки, а после – изобразить его на бумаге. Далее вместе с мамой ребенок продолжает творить, сочиняя сказку про цветок. Это не только помогает улучшить способность малыша фантазировать, но и приводит к снятию эмоционального напряжения.
  • Рисование теннисным мячиком. На листе ватмана малыши рисует при помощи предварительно погруженного в краску мячика, потом можно додумать картину, придать ей смысл, дорисовав линии.
  • Оформление окна. Дается установка – завтра по нашей улице будет проезжать сказочная принцесса, нам необходимо так украсить окно, чтобы ей понравилось. Для самой работы можно использовать краски, наклейки, блестки.
  • Рисование страха. Взрослый предлагает ребенку визуализировать свой страх, нарисовать его, а после – порвать рисунок.

Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия

Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.

Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.

Другие виды

Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:

  • макароны разной формы;
  • крупы;
  • природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
  • пуговицы;
  • бусинки, бисер, пайетки.

Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.

Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями. Главное правило, которого должны придерживаться родители, – ненавязчивость: малыш должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип и , они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию . К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего . Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть , состояние .
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, и . Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к ;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и , не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама