THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Зависть испытывают все: и взрослые, и дети. Однако зависть зависти рознь. Если это состояние возникает время от времени, когда человек сомневается в своих способностях или испытывает неуверенность, тревогу бить не стоит. Но если чувство зависти начинает преобладать над прочими, то оно может основательно испортить жизнь.

Ваш ребенок - маленький завистник. Как это определить?

Зачастую взрослому даже в голову прийти не может, что его ребенка гложет зависть - столь незначительным кажется ему предмет страсти малыша. Однако даже в самом нежном возрасте это чувство может быть не только сильным, но и долгим, а главное - разрушительным. Важно вовремя понять, что ваш ребенок завидует товарищу. У детской зависти есть несколько появлений.

    Практические действия. В гневе, что у него такой машинки нет, ребенок может испортить чужую игрушку или сломать поделку, за которую его товарищ получил похвалу взрослого.

    Имитация. Ребенку очень нравится вещь, которая есть у его друга, и он начинает просить у родителей точно такую же или создает ее в своем воображении и демонстрирует близким придуманные действия с ее использованием.

    Критика. Это попытка снизить ценность того, что является объектом зависти. «В его победе нет ничего особенного», «Эта кукла некрасивая, у меня дома есть в сто раз лучше» - характерные для такого поведения высказывания.

    Игнорирование. Попытка защитить себя методом создания реальной дистанции между собой и желаемым предметом: малыш отказывается играть с ним, если товарищ предлагает, и вообще старается общаться с другими детьми, а не с владельцем предмета зависти.

    Маскировка. Этот метод часть используют дети постарше возрасти, от 7 до 16 лет, дошкольникам он не по силам. Такую зависть распознать сложнее. Завистник не радуется за товарища, который добился успеха в чем-то или стал обладателем нового гаджета, зато от души сочувствует провалу или поломке желанной вещи.

Истоки зависти

От чего появляется зависть? На поверхности, разумеется, предмет (например, дорогостоящий гаджет) или событие (например, интересная заграничная поездка или победа в состязании), которые есть в жизни сверстника, но нет у вашего малыша. Здоровая зависть - мимолетное чувство, в котором смешаны и радость за товарища, и желание повторить его достижения.

Если ребенок завидует долго, упорно, мучительно, то дело, конечно, не в планшете или кубке. Ребенок хочет внимания, одобрения, уважения и, наконец, любви. Так что хронические завистники почти всегда страдают от низкой самооценки: ребенок думает, что он во всем хуже всех, и полагает что заветный приз в одно мгновение исправит ситуацию. Однако из-за той же низкой самооценки он боится что-то предпринимать, чтобы добиться высоких результатов - получается замкнутый круг.

Если родители замечают, что их ребенок полон зависти (хотя в такой ситуации это случается нечасто), то начинают лечить симптомы, а не причину: ругают ребенка за недостойные чувства или пытаются осчастливить дорогостоящей игрушкой. Проблемы это не решает, ведь на самом деле любви и внимания от этого больше не становится. Чтобы исправить в чем-то испорченные детско-родительские отношения, нужна долгая работа, желательно подключить к ней психолога.

Зависть, иди прочь!

Другая ситуация: родители не помогают ребенку преодолеть зависть, более того, сами прививают ему это чувство, буквально приучая его завидовать всем и вся. Если вы уверены, что в целом с вашим ребенком все в порядке и ему несвойственна заниженная самооценка, но не знаете, как научить его правилоьно реагировать на чужие успехи, то вот несколько полезных советов.

    Самый правильный способ - личный пример. Если вы позволяете себе высказываться о знакомых в негативном ключе, нивелировать их успехи и достижения, ваши дети абсолютно точно будут завистливы.

    Помогите малышу осознать свои чувства. Дайте ему понять, что время от времени все злятся, сердятся или завидуют, и в этом нет ничего постыдного. Признать, что ты завидуешь - это путь к тому, чтобы преодолеть это разрушительное чувство.

    Хороший метод борьбы с завистью - раскрытие личного потенциала ребенка. Чем больше он занимается любимым делом, тем успешнее становится и тем меньше причин для зависти у него остается.

    Покажите, к чему может привести зависть - на примере персонажей книг или мультфильмов.

    Хвалите ребенка, подчеркивайте его сильные и положительные стороны, обращайте внимание не победы, пусть и маленькие. Это поможет выработать позитивное отношение к окружающим - хорошая прививка от зависти!

Запомните! Чтобы ребенок не начал завидовать, никогда не нужно делать следующего:

    Не сравнивайте его ни с кем. Это приводит к тому, что ребенок начинает непрерывно оглядываться на других и оценивать свое положение на шкале успеха.

    Не делайте из вещей культа. Моментально покупать то же, что есть у других детей, приведет к росту запросов ребенка, а зависть никуда не исчезнет.

    Не поддерживайте хвастовства. Это не повысит самооценку ребенка и не сделает его лидером среди детей, зато он может стать заносчивым и чванливым. Настоящий авторитет зарабатывается делами, а не дорогими вещами или хвастливыми рассказами - донесите эту мысль до ребенка.

Зависть знакома всем людям, независимо от возраста. Однако ребенок, в отличие от взрослых, иногда не способен понять, что нельзя получить желаемое. И, конечно, сильно нервничает. Можно ли научить малыша обуздывать это чувство и даже извлекать из него пользу? В принципе, зависть - естественное переживание, но в определенной концентрации оно становится опасным. Если человек находится постоянно в состоянии неудовлетворенности, то его характер портится, да и качество жизни существенно снижается. Ему кажется, что все живут лучше него, один он несчастный. Поэтому лучше начинать бороться с завистью, когда она находится в зачаточном состоянии, т.е. в детстве. Надо помочь ребенку справиться с этим негативным чувством и стать более гармоничной личностью.

Детская зависть

Зависть обязательно имеет конкретный источник - объект зависти. У детей это обычно или вещи (сначала игрушки, красивая одежда, в дальнейшем мобильные телефоны, планшеты), или события жизни (когда другой ребенок выиграл в конкурсе, участвовал в концерте или в соревнованиях, или у кого-то родился братик и т.п.). Проявления зависти могут быть разными:

Практические действия - порча, уничтожение, изъятие объекта зависти. Допустим, девочка сделала красивую пластилиновую картину - бабочку, и воспитательница похвалила ее работу. В этот же день поделку, которая стояла «на выставке», испортили, грубо размазав изображение пальцами - по-видимому, чья-то душа не вынесла чужого успеха. . Если зависть становится совсем мучительной, дело может дойти и до воровства.

Имитация - попытка воссоздания объекта зависти. Это может быть покупка такой же вещи. Например, ребенок увидел у друга интересную игрушку и просит родителей приобрести такую же. Или малыш начинает изображать, что у него есть такая игрушка -рассказывает, как с ней играет.

Критика - обесценивание объекта зависти. Ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя кукла некрасивая, у меня дома лучше есть».

Игнорирование - уход от объекта зависти (самозащита). К примеру, мальчик позавидовал тому, что его приятель принес в сад новую модель машинки. И вместо того, чтобы поиграть с другом, он убегает от него или играет с другими ребятами, якобы не замечая его.

Маскировка - зависть может не выглядеть тем, что она есть. Например, завистливый человек может охотно сочувствовать горю, ведь это легче, чем порадоваться чужому успеху, на что завистник просто не способен.

Отсутствие внешних проявлений - зависть может прятаться. При этом человек (как ребенок, так и взрослый) может не осознавать, что истинная причина его плохого настроения и негативных чувств - зависть.

Корни проблемы

Зависть рождается из неудовлетворенности: «У кого-то есть то, чего нет у меня». Но случается, что она возникает внезапно: ребенок живет себе спокойно, всем доволен, и вдруг обнаруживает у другого нечто, о чем он и не знал до сих пор, но что ему так понравилось, что немедленно захотелось это иметь. Поскольку наш мир наполнен вещами и благами, в подобную ловушку может попасть любой человек.

Как объяснить ребенку, что завидовать плохо? Для этого надо разобраться: завидовать плохо -для кого? Конечно, человек, которому завидуют, может пострадать: он замечает на себе неприязненные взгляды завистника, слышит за своей спиной перешептывания и смешки. Но все же больше всех страдает тот, кто завидует: вечная неудовлетворенность портит настроение.

Прежде всего нужно понять, чему малыш завидует и когда возникла проблема. И порой приходится приложить немало усилий, вызывая ребенка на разговор.

7 КЛЮЧЕЙ К УСПЕХУ

Когда становится ясно, что ребенок испытывает зависть, надо сначала объяснить ему, что он вовсе не плохой. Стоит честно рассказать малышу о том, что завидуют иногда все люди - и дети, и взрослые. Порой для ребенка это становится откровением. Впрочем, возможна и другая крайность, когда ребенок искренне уверен, что все вокруг только и делают, что завидуют друг другу, что так устроен мир. Надо дать ему понять, что в каждом человеке сочетается и хорошее, и не очень. У любого человека есть выбор. И поэтому надо не ужасаться, а работать над собой.

Как малышу справиться с завистью?

Есть несколько действенных способов:

Переключать внимание ребенка на самого себя . Если «идти в атаку» просто на чувство зависти, то получится бороться лишь с частным проявлением личности. Поэтому необходимо учить ребенка переводить внимание с других на самого себя. Постарайтесь вместе выяснить, что лично ему интересно, что приносило радость до «пришествия» зависти. Девиз: «Займись сначала своими делами!» поможет реализовать его личный потенциал. Ведь что делают все отрицательные герои во все времена -лезут в чужую жизнь, разрушают мир других. Нередко это происходит именно из зависти.

Организовывать жизнь малыша . Если у ребенка насыщенная жизнь, и он занимается важными для него делами (рисованием, музыкой, спортом и т.д.), зависть не сможет поселиться в его душе надолго. Ведь в основе счастья лежит удовлетворение. Поэтому нужно внимательно относиться к организации жизни ребенка, помочь ему выбрать кружки и секции, устроить в музыкальную, художественную или спортивную школу.

Подавать личный пример . Если близкие ребенка постоянно сравнивают людей, критикуют их, то ребенок «заражается» таким отношением к миру. Поэтому надо не только воспитывать ребенка, но и вести кропотливую работу над собой. Это как в примере с курением: если родители ребенка курят, то сколько бы они слов не потратили, объясняя ребенку, что курить вредно, их собственные действия перечеркнут все правильные слова, и ребенок, скорее всего, тоже станет курящим человеком.

Находить время для беседы . Если малыш выражает желание пообщаться, ни в коем случае не отмахивайтесь, ссылаясь на дела. Откровенно беседуйте с ребенком о жизни (обычно такая беседа может развиться из заданного ребенком непростого вопроса). Вместе попытайтесь разобраться в ситуациях, которые возникают у малыша в детском саду, во дворе или в гостях. Мнение значимого взрослого настолько важно для ребенка, что часто помогает увидеть ситуацию по-новому. Также не бойтесь приводить примеры из собственной жизни или из жизни знакомых взрослых - обычно дети с большим интересом слушают такие истории, их очень волнует, «чем все закончилось», т.е. как человек сумел выйти из неприятного положения. Помогут в этом и специально подобранные книги и фильмы.

Отвлекать от дурных мыслей . Организуйте ребенку веселый досуг, чтобы он не зацикливался на негативных переживаниях. Хотя порой это бывает непросто: ребенок не всегда может сойти с уже наезженной колеи «саможаления» и даже в парке развлечений помнит о предмете своей зависти, может начать думать (и говорить) примерно таким образом: «А вот Петя круче отдыхает -его папа в Диснейленд возил...» Стоит приложить усилия, чтобы отвлечь ребенка и помочь ему расслабиться.

Научить осознавать свои чувства . Понять и признать, что ты завидуешь - уже полдела по избавлению от этого нехорошего чувства. Конечно, это сложно для ребенка, ведь даже многие взрослые живут не вполне осознанно. Тем не менее надо помогать ребенку правильно ставить вопросы, разбирать события жизни, анализировать чувства, искать возможные варианты выхода из ситуации.

Пробудить честолюбие . Иногда зависть служит своеобразным стимулом для достижения целей. («Хочешь танцевать, как Рита? Давай запишемся в студию хореографии». Или «Мишу снова похвалили за беглое чтение? Если хочешь, давай потренируемся после садика - и постепенно ты станешь читать не хуже».) Но на самом деле этот хитрый ход вовсе не обязателен. Не стоит в качестве ориентира брать чью-то жизнь. Надо искать свое решение.

А повторять и имитировать - ЭТО все равно, что носить чужую одежду и жить в чужом доме.

Итак, главное - не сам факт переживания зависти: здесь нечего стыдиться, так как всем свойственно время от времени злиться, сердиться и, конечно же, завидовать. Важно, что будет потом: поддастся ли человек этому чувству и его жизнь станет проходить под его влиянием, или он сделает усилие и сумеет переключиться на позитив -научится ценить то, что у него есть, и пойдет своим путем. Если родители донесут эту идею до сознания ребенка, он имеет все шансы стать в будущем сильным, добрым и свободным. Одним словом счастливым.

От зависти защищает предвкушение чего-то приятного. Например, можно раз в три месяца разрешать малышу составлять список из 5 желанных вещей. И он должен выбрать только одну. А родители называют срок исполнения мечты.

Типичные ошибки родителей

Есть вещи, которые не стоит делать ни в коем случае:

Сравнивать ребенка с другими

Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте малыша с другими. Ведь в этом случае ребенок, который до тех пор считал себя значимым по определению, может начать оглядываться на других. А когда кто-то сравнивает себя с другими, он уже не может остановиться и делает это постоянно. Это искажает его жизнь. При этом имеет место следующий парадокс: даже если объективно ребенок на высоте, он уже привычно будет считать другого лучше («Ты - хороший, я - плохой»). Особенно трудной становится ситуация, если по характеру ребенок застенчив. Так и до комплекса неполноценности недалеко.

Культивировать вещизм

Если вы заметили, что ребенок стал завидовать другу, потому что у того есть какая-то интересная игрушка, может, и стоит купить ребенку такую же, пока он не начал завидовать «по полной программе». Но всегда надо помнить о том, что это все же порочный путь: всего ведь н е купишь. Часто чем больше у ребенка всего есть, тем больше ему надо, и запросы постоянно множатся и растут. Стоит ли потакать этому и принимать участие в этой массовой гонке за вещами? Конечно, нет! Вот только сказать это легче, чем сделать. Ведь тогда хочешь не хочешь, а придется противопоставить себя остальным...

Делать из ребенка хвастуна

Есть родители, которые помогают ребенку встать на путь возбуждения зависти, покупая самые новые и «крутые» вещи, которыми можно хвастаться (хвастовство -«обратная сторона медали» зависти: хвастуну нравится, когда ему завидуют). Обычно за таким малышом ходит стайка ребятишек, мечтающих попробовать «желанный плод» (скажем, поиграть на телефоне), а хозяин получает удовольствие от такой власти. Это необоснованно завышает его самооценку.

Родители должны стараться внушить ребенку мысль «Нужно ценить то, что имеешь». Долгими объяснениями тут не поможешь. Так что придется, не жалея времени, в игре показать малышу ценность знакомых ему предметов и игрушек.

Зависть – достаточно распространенное явление среди детей.Это связано с тем, что дети часто сравнивают себя с другими.И часто родители не знают, как реагировать на проявление подобного явления в поведении ребенка.
Как определить, что Ваш ребенок, возможно, становится завистливым? Принято считать, что зависть – негативное явление, она не одобряется обществом. Именно поэтому редко кто может признаться другим (да и самому себе) в том, что он завидует. Однако зависть часто маскируется под определенными чувствами, по которым мы можем ее распознать. Например, если в присутствии вашего ребенка хвалят кого-то из детей, и вы замечаете, что у него возникает раздражение, а возможно, и агрессия, то, скорее всего, он испытывает чувство зависти. В зависимости от характера ребенка, а так же от типа его темперамента, у разных детей зависть может «прятаться» под различными эмоциями – гнев, раздражительность, апатия, грусть. В любом случае, если Вы заметили, что ребенок особенным образом, более ярко, чем обычно, реагирует на успех или преимущество другого, то стоит задуматься.
Что делать, если ребенок постоянно завидует другим детям?
1.Понаблюдайте за своим поведением. Как Вы реагируете на успехи других людей? На приобретенные ими дорогие вещи? Очень часто дети неосознанно копируют стиль поведения родителей, и в этом случае, чтобы справится с завистливостью ребенка, необходимо сначала скорректировать собственное поведение.
2. Если же Вы не находите причин в своем поведении, то поинтересуйтесь у ребенка, чему именно он завидует – возможно, не удовлетворена какая-то важная его потребность. Обсудите вместе с ребенком, насколько ему действительно это необходимо. Возможно, в его доводах Вы увидите рациональное зерно. Если нет, то объясните свою позицию твердо, но спокойно.
3.Если ребенок завидует наличию материальной вещи у другого (модная куртка, куклу, вещи), то можно предложить ему следующее: Вы вместе с ним копите деньги на эту, а часть он попытается заработать сам (делами, поступками, правильно выполненными заданиями и т.п.). Таким образом, ребенок направит свою энергию не на то, чтобы завидовать, а на достижение цели, заручившись Вашей поддержкой и пониманием.
4. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Делая это, родители лично готовят почву для зависти. Если ребенок завидует успеху других детей, либо качествам характера, то можно предложить ему подумать, каким образом он может достичь того же результата, либо развить те же качества в себе. Не забудьте отметить его положительные качества (целеустремленность, хорошая память, сообразительность) и напомнить ему о его собственных, пусть даже небольших, достижениях. Детям свойственно сравнивать достижения сверстников со своими неудачами. Задача родителей в такой ситуации – исправление негативного отношения. Правильный подбор слов в разговоре с ребенком очень важен, поскольку негативная реакция взрослого только усугубит положение и заставит малыша замкнуться.
5.Часто детям, которые завидуют, не хватает уверенности в себе. Они чувствуют, что могли бы достичь большего, но постоянно уступают другим и пропускают их вперед. Таким образом, у них формируется чувство досады, которое постепенно перерастает в зависть. Такому ребенку необходима помощь родителей и психолога, которые помогут ему повысить самооценку и уверенность в своих силах.
Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребенок завидует, постарайтесь принять его чувства, не осуждать их – Ваш ребенок становится взрослым, ориентируется на окружающих людей, неизбежно сравнивает себя с ними, поэтому не может совершенно не испытывать чувство зависти. Однако в Ваших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наименее болезненно, а возможно, даже помог разобраться в себе и стать лучше.

По материалам сайтов: http://mamiki.ru. http://oz-lady.ru/.

Всем людям свойственно испытывать чувство зависти, но оно может возникать или редко в период неудач и сомнений, или стать устойчивой эмоцией, которая будет сопровождать человека всю жизнь. Родителям важно воспитать ребенка так, чтобы зависть оставалась для него лишь кратковременным чувством, а не злейшим человеческим пороком, который отравляет жизнь и иногда толкает человека на нелицеприятные поступки.

Как предотвратить зависть?

Детская зависть чаще всего предсказуема, она проявляется при определенных жизненных обстоятельствах, особенно ярко из-за детской непосредственности. Дети завидуют друг другу если кто-то из них, скажем, оказался сильнее, лучше станцевал, прочитал стихотворение, дальше прыгнул, выиграл соревнование. Несправедливо, если другу купили новую игрушку или много сладостей, или модные кроссовки, а тебе нет. Конечно, малыш-обладатель всех этих благ становится «объектом» злости, ведь у него есть то, чего нет у сверстников. Завистнику кажется, что его обделили, что он недостаточно хорош. Он понимает, что кто-то обладает чем-то самым важным, что так необходимо и ему самому. Зависть всегда сопровождается негативными переживаниями.

Чувство зависти у детей проявляется в разных вариантах, это: имитация, практические действия, маскировка или игнорирование, критика. Под имитацией понимают стремление воссоздавать предмет зависти. Если вашей дочке понравилась новая кукла, которая появилась у соседки, она станет просить у мамы приобрести ей точно такую.

Практические действия мы наблюдаем, когда ребенок портит, уничтожает или отнимает какую-то вещь у других. Рассмотрим случай: какого-то ребенка похвалил воспитатель за то, что тот вылепил из пластилина красивую фигурку, ответные действия завистника – он сломает эту фигурку. Другой пример: если похвала взрослых адресована удачному рисунку определенного ребенка, тот, кто завидует похвале, испортит этот рисунок.

Еще один признак зависти – игнорирование, которое можно определить как «средство» защиты. Вот кто-то из ребят пришел в садик с новым конструктором, ребенок, который этому завидует, будет умышленно сторониться этой вещи, которая ему так понравилась. Совместной игры не получится, малыш будет намеренно избегать хозяина этого игрового набора, перестанет с ним общаться и найдет себе другую компанию.

Критику, как довольно распространенный механизм зависти, легко распознать в демонстративном преуменьшении значимости качеств предмета зависти (снижение его ценности). В частности ребенок заявляет, что новая игрушка его товарища имеет некие дефекты, вот у него дома игрушка намного лучше. Характерные черты критики – агрессия и желание унизить объект.

У более взрослых детей, в возрасте от 7 до 15 лет может проявляться белая зависть - маскировка зависти. Объяснить ее можно так - переживания завистника причиняют окружающим (порой несознательно) косвенный вред. Он избавляется от своего негатива, сбрасывая его на других. Это дает определенный результат, но не избавляет от зависти как таковой. Маленькие дети таким приемом еще не пользуются. Такой тип зависти распознать труднее всего. Детская зависть может и никак не проявляться, но при этом у ребенка все равно портится настроение.

Почему появляется зависть?

Причиной появления зависти - простая неудовлетворенность. Ребенок спокойно живет и доволен тем, что имеет, но однажды узнает, что у другого появилась такая хорошая вещь, которую он тоже захотел иметь. В основе зависти лежит сравнение. Завистника расстраивают свои и чужие успехи, не дает покоя популярность и признание окружающими заслуг товарища. Особенно ярко зависть начинает проявляться у ребенка, которого никто не замечает и на которого не обращают внимания, а ему хочется, чтобы его оценили по достоинству. Причиной проявления негативных эмоций чаще всего является заниженная самооценка. Ребенку кажется, что он всегда хуже остальных, ему ничего не остается, как завидовать. Предпринять какие-либо действия, чтобы стать лучше, ему мешает неуверенность в себе и своих способностях. В этом случае родители должны подумать, как сформировать у малыша адекватную самооценку.

Помогаем ребенку справиться с завистью

В первую очередь поддерживаем его личным примером. Ребенок всегда подражает маме и папе, поэтому, когда родители говорят о покупках своих соседей в негативном ключе, критикуют окружающих, не удивительно, что они воспитают высокомерного и заносчивого человека. Мало просто говорить ребенку о том, что зависть - это плохое и разрушающее чувство. Поддержите его, чтобы раскрыть его таланты и способности. Когда ребенок будет занят каким-нибудь увлекательным делом, у него не остается времени для зависти. Важно также научить ребенка понимать свои чувства и ощущения. Ребенок должен знать, что людям свойственно иногда сердиться, злиться, завидовать, поэтому ему не нужно стыдиться проявления своих эмоций. Главное не поддаваться негативным эмоциям, понимать и признавать, что появилась зависть – это уже первый шаг к тому, чтобы избавиться от этого чувства. Приведите малышу примеры отрицательных героев из мультфильмов и сказок, которые завидовали другим и чем это для них закончилось. Завистники, как правило, вмешиваются в жизнь других людей, разрушают их счастье, поэтому важно уметь бороться с завистью. Ребенок должен приобрести уверенность в себе, родители обязаны развить это чувство – хвалить малыша, выделять его положительные качества. В основном для этого достаточно лишь сместить акценты. Не принижайте достижения других ребят, лучше напомните своему, в чем он хорош и за что вы можете его похвалить. Ребенок должен расти в атмосфере заботы и любви, вместе вы можете сделать чувство зависти конструктивным - учите ребенка пользоваться им в качестве толчка к собственному развитию.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама