THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что такое память

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия.

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною. Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море-океан?

Теперь оно безмолвно и спокойно, Не много лиц мне память сохранила, Немного слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно...

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел бы в институт, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспек-тивно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невоз-можно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что зна-чит запомнить какое-нибудь иностранное слово, например французское «la table»? Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или русским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.


Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации.

Есть несколько видов ассоциаций:

- по смежности: восприятие или мысль об одном пред-мете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность дей-ствий, например);

- по сходству: образы предметов, явлений или мысли оних вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор , на-пример, шум волн уподобляется говору людей;

- по контрасту: ассоциируются резко различные явле-ния - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего, в) называя другую фамилию, происходящую от слова, проти-воположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например, Белов - Чернов.

В процессе запоминания и воспроизведения исключи-тельно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное.

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

В научной психологии проблема памяти является «ро-весницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Память - сложнейший психический процесс, поэтому, не-смотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга.

Виды памяти

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно разделить на три груп-пы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства).

Соответственно этому различают: двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и об разную память;

2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3) как долго сохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Вот как об этом у А.С. Пушкина:

Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! Уж не бывать! Прошли восторги и печали, И легковерные мечты...

Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.

К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пе-режитом несчастье, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим усло-вием его духовного развития.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная память.

Этот вид памяти связан с нашими орга-нами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образнойпамяти развиты у человека неравномерно, какой-либо все-гда является преобладающим.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальнойцели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле-вых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем.

Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память.

Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятель-ности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последо-вательность становления видов памяти выглядит примерно так:

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обоащаются, взаимодействуют между собой.

Процессы памяти

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос-произведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна-меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - запомнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом назакреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понимание.

И механическое и смысловое запоминание имеют боль-шое значение в психической жизни человека. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит :

а) от характера деятельности, от про-цессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели - запомнить, более эффективно, чем непроизвольное;

б) от установки - запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустовского «Слава боцмана Миронова»:

«...И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка" про-изошла необычная история...

Не помню, кто - Наркоминдел или Внешторг - просил редакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что-бы понять, как это было трудно.

И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путаницы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов" достигло наивысшего напряжения, - в редакции появился Миронов.

Вы это бросьте, - сказал он. - Так у вас ни черта не выйдет.

Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим". Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мадагаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ", команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пишите дальше. Пароход „Муравьев-Апостол", теперь переименован в „Анатоль". Плавает под английским флагом, возит хлеб из Монреаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль - Мейль - Канада". В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Ныо-Порт-Ныосе.

Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папиросами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя-ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»

Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состоянии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрасной тратой времени. Самый плохой и неэкономный способ заучивания - механически перечитывать текст в ожидании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:

Группировка - деление материала на группы по ка-ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

Структурирование материала - установление вза-имного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирование - вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков и пр. Например, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).

Ассоциации установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение сознательно контролируемые и не контролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.

Воспроизведение - существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непро-извольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Невольно к этим грустным берегам Меня влечет неведомая сила.

Все здесь напоминает мне былое...

А.С. Пушкин. «Русалка»

Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непредна еренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го-ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово-рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К.Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:

1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро-изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред-ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.);

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека - Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума-ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.

Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо-димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то. что есть л РОДИ, МНОГО знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову», У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос-производится именно то, что нужно.

К.К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор-мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.

Сохранение и забывание - это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запоминание, - процесс избирательный, имеющий свои закономерности.

Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо-минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но-вых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».

В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное на-пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког-да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряжения, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ошушение незавершенного действия называют эффектом Зейгарник.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.

Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после-дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на-чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не-редко воспроизведение бывает наиболее полным не тотчас после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забывается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное наблюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, например в то же утро.

Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен-ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учитывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» результаты предшествующего заучивания. Такое иногда происходит, если после истории учить литературу.

Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:

1) старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство, а все ближайшие события не помнит,

2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте,

3) раздвоения личности - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила поведения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

Тростей, зонтов и чемоданов Ты на ступеньки не клади, Не облокачивайся на перила, Стой справа, слева проходи.

Или, например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?

Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть,

И вертеть, смотреть, держать,

И зависеть и дышать,

Ишь, -ит, -ат, -ят писать.

Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди-ану:

Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.

Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве-селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

2. Ряд мнемических приемов используется при запоми-нании дат рождения известных людей или знаменатель-ных событий. Например, И.С. Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М.Ю. Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41).

3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за-помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.

Качества памяти

Что такое хорошая и плохая память?

Память начинается с запоминания той информации, которую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, вообще впечатления должны удержать-ся, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется - сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Хорошая память - это способности быстро и много запоминать, точно и вовремя воспроизводить.

Однако нельзя все успехи и неудачи человека, его по-беды и потери, открытия и ошибки приписывать одной только памяти. Недаром французский мыслитель Ф. Ларошфуко остроумно заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Итак, качества памяти:

1) быстрота запоминания. Однако она приобретает ценность лишь в соединении с други-ми качествами;

2) прочность сохранения;

3) точность памяти - отсутствие искажений, пропусков существенного;

4) готовность памяти - умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты и пр. У школьников и студентов плохое запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету и пр.

Представление

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют пред-ставлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представление - наглядный характер. Представление - это образ предмета, понятие - мысль о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь - это не одно и то же. Например, тысячеугольник - понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические.

Представления характеризуются наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).

Вес мне видится Павловск холмистый. Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый, Ведь его не забыть никогда.

А. Ахматова

Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно вос-производятся только отдельные черты.

Представления очень неустойчивы и непостоянны. Ис-ключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например, у музыкантов - слуховые, у художников - зрительные, у дегустаторов - обонятельные и пр.

Представления - это результат переработки и обобще-ния прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуко-вых представлений.

Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что пред-ставления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в отдельных восприятиях. Например, дерево видим - образ восприятия, дерево представляем - образ более тусклый, более неопределенный и неточный.

Представление - это обобщенное отражение окружающего мира. Мы говорим «река» и представляем ее: два берега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в пред-ставлении отражаются наглядные признаки, характерные предметам и явлениям. Воспринять же мы можем только конкретную реку - Волгу, Москва-реку, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.

Представлять - это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, а не просто знать. Представление - более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.

Мы можем представить гудок парохода, вкус лимона, запах бензина, духов, цветов, прикосновение к чему -либо или зубную боль. Конечно, у кого никогда не болели зубы, тот не может этого представить. Обычно, рассказывая что-то, мы вопрошаем: «Представляешь?!»

В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений. Но деление представлений по видам весьма условно.

Работает беспрерывно. В нем постоянно происходят различные физиологические и химические процессы. Все события, переживания, движения оставляют свой след и воспроизводятся впоследствии в качестве воспоминаний. Это явление имеет свое название, а именно - память человека. Это понятие включает в себя несколько процессов:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

Существует много видов памяти. Основаниями для их выделения может служить следующее: характер психологической активности, характер связи с различными целями деятельности, степень осознанности запоминаемых образов (информации), период сохранения образов, цели исследования.

Классификация видов памяти:

1. Образная - фиксируются образы, сформировавшиеся посредством восприятия через сенсорные системы. При необходимости они воспроизводятся в форме представлений. Такая память подразделяется на подвиды:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • тактильная.

При использовании сразу всех описанных видов образной памяти, человек спустя некоторое время способен воспроизвести полученную информацию с высокой точностью. Если исключить одну либо несколько - результат значительно ухудшится.

2. Моторная (двигательная) - это память человека, проявляющаяся в способности запоминать, а затем воспроизводить двигательные операции. Например, езда на велосипеде, плавание. Такой помогает в освоении трудовых навыков и любых двигательных актов.

3. Эмоциональная - память на чувства. Ее называют самой надежной и долговечной. Благодаря ей человек способен воспроизводить пережитые ранее чувства, при этом они могут превосходить свои оригиналы по силе, а также изменяться на противоположные. Отсутствие делает человека непривлекательным для окружающих и неинтересным.

4. Оперативная память человека подобна кратковременной. Она позволяет сохранить информацию только для выполнения текущих операций.

5. Семантическая - это память человека на слова и мысли. Она бывает логической и механической.

6. Производственная - намеренное запоминание образов, которое связано с определенной целью и осуществляется при помощи специальных приемов.

7. Мгновенная - память, которая удерживает информацию без переработки. Управлять такой памятью почти невозможно. Она делится на подвиды: иконическая, эхоическая.

Человека - память на информацию после однократного восприятия с немедленным воспроизведением.

9. Долговременная - память на образы, предполагающая их длительное хранение и многократное воспроизведение.

10. обуславливается механизмом наследственности. Она сохраняет склонности человека к определенным видам деятельности, к действиям в той или иной ситуации. К ней относятся рефлексы, инстинкты, элементы облика человека.

11. Репродуктивная память проявляется в воспроизведении оригинального, ранее сохраненного объекта. Например, рисование картин по памяти.

12. Ассоциативная память предполагает запоминание и установление функциональных связей между объектами. Например, проходя мимо магазина, человек вспомнил, что ему надо что-то купить.

13. Автобиографическая - это память на какие-либо события из собственной жизни, которые происходили в прошлом, независимо от давности.

Все виды памяти, независимо от того, к какой категории они относятся, тесно связано между собой. Пользуясь несколькими видами одновременно, мы улучшаем качество сохраненной и воспроизводимой информации.

Существуют специально разработанные методики Многие из них применяются к детям в учреждениях образования. Каждый человек при желании может улучшить свою память при помощи различных упражнений.

Кем-то верно замечено, что мы умираем не тогда, когда нас хоронят, а когда забывают. Грузинский писатель О.Чиладзе, развивая эту же мысль, пишет: «Если ушедшего из жизни кто-нибудь вспоминает, у него еще есть будущее ».

В ходе работы над этим очерком, посвященном светлой памяти замечательного человека - Аслана Мусаевича Ферзаули-Берсанова, встреч и общения с людьми, которые его знали и любили, меня все время не покидало ощущение его незримого присутствия. О нем говорили так, словно он не умер, словно он продолжает жить, доставляя, как и прежде, радость каждым своим появлением, каждым своим поступком. Говорили не со скорбью, а с какой-то светлой грустью и благодарностью, пытаясь сказать как можно больше, боясь недосказать чего-то важного, что он каждому оставил в добрую память о себе.

Эта светлая грусть по человеку, которого я до этого, к сожалению, не знала, передалась и мне. Она пришла ко мне из воспоминаний его матери и жены, сослуживцев, из множества фотографий, где запечатлены мгновения его короткой, но насыщенной добрыми делами и поступками жизни. Она глядела на меня глазами его детей, показавшимися мне не по-детски грустными, ведь однажды любимый папа не вернулся, как всегда, домой…

Аслан любил многое в этой жизни: родителей, жену, детей, друзей. Как разносторонний и творческий человек увлекался музыкой, поэзией, искусством. Серьезно и ответственно относился к своей профессиональной деятельности, работая ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора управления по технологическому и экологическому надзору по Республике Ингушетия.

Он отдавал работе много времени, трудился увлеченно, стараясь досконально, до тонкостей изучить дело, которым занимался. Экологическое направление профессиональной деятельности было ему еще и близким по духу. Трепетное отношение к людям, к природе, ко всему живому было частью отзывчивой натуры Аслана, человека, глубоко верующего и богобоязненного.

Мать – Тамара Ферзаули, вспоминает, что Аслан отличался добрым характером. Не любил, когда за глаза о ком-то плохо отзывались, сострадательно относился к людям. Для него было совершенно естественным просто помогать людям, делать для них приятное.

У Аслана была привычка подвозить стоящих на остановках людей, - рассказывает мать. - Никогда не проезжал мимо женщины с ребенком на руках. Неважно, что это были незнакомцы, и что их маршрут мог лежать в совершенно противоположном направлении.

Я в это верю, видя среди фотографий и различных бумаг Аслана множество новогодних открыток. Его жена Лиза (Ахильгова) перебирая их, объясняет: «Он их купил, желая поздравить коллег, друзей и многочисленных знакомых с Новым годом. Он любил составлять поздравления с помощью компьютерной графики, выводить затем на цветном принтере и уже потом вклеивать в открытки ».

Правда, эти открытки он не успел никому подарить , как и встретить в кругу семьи и коллег Новый 2010 год…

По какому-то странному стечению обстоятельств Аслан, как и его отец, ушел из жизни в 37 лет. Ему было всего два года, когда он остался без отца.

Эти 37 лет, по мнению матери, оказались роковыми и для Аслана. В детстве, боясь, как любая мать, за своего единственного сына, который отличался чрезмерной шустростью и резвостью, казавшимися ей опасными, она обратилась к известному в тот период Хусену-мулле из Серноводска. Он тогда сказал ей, что следует быть особо внимательной к сыну и беречь его в период от 37 до 40 лет. «Если он сумеет миновать этот период, то проживет до глубокой старости », – добавил мулла.

За давностью лет я забыла об этом предостережении, - вспоминает сейчас Тамара. – Когда ему исполнилось 36, я вдруг вспомнила об этом и со страхом ждала 37-летия сына. Все время давала саг1а, беспокойство за сына не покидало меня. Он, разумеется, не знал о моих опасениях.

Перед 37-летием сына Тамара снова раздает саг1а, обращается к паломникам, едущим в Мекку, с просьбой помолиться о благополучии своего сына в святых местах.

Опасения матери дополнялись странным поведением Аслана. Однажды, когда мать заговорила о своей болезни и выразила опасение за свою жизнь в связи с предстоящей операцией (Тамара болеет тяжелой формой астмы), он ласково взял ее за руку и сказал: «Мама, я не увижу твоей смерти… ».

Как-то в разговоре со мной он обмолвился о том, что во сне к нему часто приходит покойная бабушка Хазимат и водит его в места такой неземной красоты, откуда не хочется возвращаться, - вспоминает Тамара.

Таких пугающих и доводивших мать до слез случаев было много, включая и неожиданную просьбу Аслана, чтобы на его похоронах было много винограда, фиников и бананов. А за несколько дней до смерти, войдя в комнату к матери, Аслан сообщил ей, что простил всех людей, которые когда-либо причинили ему обиду или зло…

Мне кажется, видя всепоглощающую любовь матери к себе, он, предчувствуя что-то, старался таким образом подготовить ее к возможной трагедии.

…В этот день он задержался на работе. Пытался закончить отчет, и чтобы сотрудники не мешали работать, заперся у себя в кабинете.

Я к нему несколько раз стучался, - вспоминает его сослуживец Адам Бекмурзиев. – Даже позвонил по телефону, надеясь, что услышу звонок его телефона через дверь кабинета. Однако его телефон оказался отключенным и, решив, что он ушел, я удалился.

Аслан настолько заработался в тот день, что даже не заметил, как все ушли и офис оказался закрытым. Он позвонил матери и сообщил, что задерживается и скоро будет дома. Потом связался с сотрудниками, объясняя положение, в которое попал.

Сейчас трудно сказать, почему он не стал дожидаться, пока кто-то из них приедет, чтобы открыть ему входную дверь. Если бы дело происходило летом, Аслану действительно не составило бы труда прыгнуть из окна своего кабинета на лестничную площадку соседнего корпуса, расположенного на расстоянии вытянутой руки от их здания. Родные рассказывают, что он был очень гибким, любил спорт. Его акробатические трюки, с лазаньем по крышам и хождением в школу «на руках» (ОСШ №2 располагалась рядом с домом) в детстве, при серьезном подходе, по мнению специалистов, заметивших его способности, могли иметь большой успех и развитие. Наверное, эта давнишняя уверенность в себе и заставила его пойти на этот неосторожный поступок.

Однако это был зимний день. Темное время суток, мороз и обледенелость сыграли свою злую роль. По - видимому он поскользнулся и сорвался вниз с высоты четвертого этажа…

Предвидение муллы и опасения матери получили свое подтверждение – Аслан так и не перешагнул порога своего 38-летия.

Он, наверное, чувствовал приближение своего конца. Иначе чем объяснить множество символичных обстоятельств. В беседах с коллегами Аслана по работе я снова услышала, что он боялся высоты и не летал самолетами. Признавался, что во сне часто падает с высоты и разбивается…

Я заметила одну особенность. Коллеги рассказывали об Аслане так, словно он живой, будто не было двух лет со дня его смерти. Адам Бекмурзиев провел меня в его кабинет, где по-прежнему стоит его компьютер и в нем до сих пор хранятся все файлы и фотоархив Аслана. Как будто он на время отлучился из кабинета и завтра снова придет на работу…

Вот как отзывались о нем коллеги по работе.

Батыр Далаков:

«Я с первых дней работал с Асланом. Это был очень исполнительный и знающий свою работу специалист. Все формы отчетности им завершались досрочно и высокопрофессионально. К нему приходили многие за профессиональной консультацией, за помощью, в которой он никому не отказывал. Исключительно вежливый, порядочный и уважительный к людям парень, хороший человек. Для всех нас смерть Аслана стала неожиданной и тяжелой потерей ».

Лолита Тутаева:

«Аслан был душой компании, блестящим организатором. Это был человек действия, множества планов, которые он собирался воплотить в жизнь. Я бы назвала его метеором, энергия в нем постоянно бурлила. Очень любил свою работу, был специалистом своего профиля. Общительный по натуре, позитивный, умел находить со всеми общий язык, был очень внимателен к людям, даже в мелочах. Постоянно рассказывал о своей семье – детях, матери, жене ».

Адам Бекмурзиев:

«Мы с ним часто по роду деятельности вместе выезжали на инспектирование подведомственных объектов. Я имел возможность наблюдать за тем, как он умело работает. Дело в том, что наша организация, после реорганизации, немного сменила направление деятельности. А в тот период Аслан часто занимался разработкой проектов, норматирующих деятельность объектов по образованию отходов, выбросов и т.д. Это была специфичная работа, которой, собственно, должна была заниматься отдельная организация, но поскольку такой в республике не было, этим, на хорошем профессиональном уровне, занимался Аслан ».

Хава Гетагазова:

«Помимо этого он осуществлял надзорную деятельность. По документам, подготовленным Асланом, в которых содержались какие-то итоговые показатели деятельности нашего отдела, мы всегда выигрывали. Настолько грамотно, с учетом всех нововведений, а также изменений в законодательстве, в специальных методиках, он подходил к работе. Для него было важно находиться в курсе всех новейших разработок, касающихся непосредственно его надзорной деятельности.

Для нас он остается примером ответственного отношения к работе. В лице Аслана мы потеряли хорошего человека, товарища, коллегу, которого не забываем, всегда помним».

Аслан несколько раз поощрялся за добросовестный труд, безупречную и эффективную гражданскую службу. Почетной грамотой за многолетний труд, большой личный вклад в сохранение и приумножение природных ресурсов РФ, он был награжден и в 2009 году приказом министра ресурсов России от 16 декабря. Данная почетная грамота пришла в ведомство уже после его смерти. Аслан, к сожалению, не успел порадоваться такой высокой оценке своего труда.

Аслан действительно был жадным до знаний человеком. Он продолжал учиться (получал второе высшее образование, являясь студентом-заочником филиала Московского университета бизнеса и управления), самосовершенствовался, причем в самых различных областях знаний, мечтал совершить хадж и о путешествии по миру. Обещал детям и жене, что они обязательно увидят Эйфелеву башню в Париже. Успел свозить их в екатерининский дворец в любимом им городе Петербурге.

Делать подарки , преподносить неожиданные сюрпризы, дарить радость было для него чем-то вроде хобби. Рано потерявший отца и понимающий, как ему его не хватает, старался сделать все от него зависящее, чтобы быть хорошим отцом для своих детей: троих сыновей – Арби, Альберта, Астамира и дочки Раяны.

Внимательный и заботливый сын. Никому не доверял ухода за своей больной матерью, даже когда она находилась в больнице.

«Он ни разу в жизни меня не обидел », – признается Тамара.

Каждому из родных есть что вспомнить о нем. Для жены Лизы это, наверняка, картина, висящая в ее комнате. Выполненная в жанре художественно-прикладного искусства, она удивляет мастерством и изящностью исполнения. Это единственная работа, которую сделал Аслан и преподнес жене в дар в день ее 23-летия с таким же числом роз. Он был еще и романтиком.

Можно прожить долгую жизнь и не оставить в наследство о себе ничего памятного, долговечного. Хорошо, если жизнь наполнена смыслом, если, несмотря на краткость или продолжительность, она прожита с чувством долга, добра, радости и любви к людям. Так, как прожил ее Аслан.

Ушел человек в вечность, оставил светлую память о себе в сердцах тысяч людей. Человек добрейшей души, врач с большой буквы, активист крымскотатарского национального движения - Узеир Сейдаметович Румиев (1938-2015).

Родился он в селе Ортай Ислям-Терек (ныне Кировский район). При жизни Узеир-ага с семьей поехал в Крым, посетил это место, однако родного села не нашел. Села этого уже нет.

В депортацию 1944 года мать Шефиха Румиева с пятью детьми попала в Молотовскую (Пермскую) область, Соликамский район, село Березняки. В 1948 году с фронта вернулись братья матери, забрали семью в Янгиюль (Узбекистан). Отец вернулся с фронта позже, долго искал их, нашел, в скором времени умер.

В Янгиюле Узеир окончил школу, затем медицинское училище, работал в санэпидстанции. Поступил в Ташкентский медицинский институт, окончил педиатрический факультет, прошел специализацию, стал кардиоревматологом.

Много лет он отдал медицине, не остался безучастным к возвращению крымскотатарского народа на Родину - в Крым.

Уже больше года его нет, облита слезами светлая память о нем, помнят жена Алие-ханум, помнят сын, дочь, внуки, бездонное море воспоминаний о родном человеке живет в стенах дома.

Живут и помнят родные, а также те, кому он помог и спас жизнь.

В советское время в Бекабаде Узеир Румиев был в первых рядах инициативников-крымских татар.

Он приехал в Бекабад работать, окончив Ташкентский медицинский институт в 1971 году, и остался здесь, обзавелся семьей.

«Я работала старшей медсестрой в неврологическом отделении Бекабадской больницы, - вспоминает супруга Алие-ханум. - Муж много лет работал главврачом в детской больнице Бекабада, в детской поликлинике, он тесно общался с лидерами национального движения Джеббаром Акимовым и другими, друзей было огромное число. Когда было необходимо, сразу находили, ночью приходили, уезжали все вместе куда-то…

В 1970-х годах крымские татары в Бекабаде вывесили черный траурный флаг в день 18 мая. Узеир в ту ночь возвращался от своей матери из Янгиюля поездом. А утром его арестовали. В подъезде нашего дома жило много врачей, все задавались вопросом, почему у подъезда стоят люди. За кем следят? Три дня я не знала, где находится муж. Эти три дня показались мне вечностью. Муж тогда состоял в партии. Когда мое терпение иссякло, я взяла сына на руки (Энверу было несколько месяцев), пошла в горком партии. В кабинет к Аббасову вошла и спросила: «Где мой муж?!».

Аббасов говорит мне: «Он придет». Я, конечно, очень разозлилась, ответила ему: «Чтобы твоя жена так же плакала, как я!»

В этот же день муж вернулся, рассказал мне, что его склоняли сотрудничать с ними. «Я сказал им: «Никогда. Даже если вы меня убьете».

Дело с флагом замялось, органы так и не смогли выяснить, кто был причастен к этому.

С должности его тогда сместили, исключили из партии, назначили работать участковым врачом…

В разные годы Узеир Румиев был депутатом горсовета, почетным гражданином города Бекабада, много учился, проходил курсы повышения квалификации в разных регионах СССР (Ташкент, Ереван, Харьков, в последний раз его направляли в Ленинград, но не получилось поехать - мы возвращались на Родину, в Крым)».

Узеир Румиев с семьей, в центре мать активиста крымскотатарского национального движения Эльдара Шабанова Джемиле-ханум с внучкой, Ялта, 1984 г.

Семья хранит толстую стопку грамот, благодарностей от органов государственной власти.

«Он спасал людей, работая в бригаде «Скорой помощи», и таких случаев было огромное количество, люди его любили безумно. Узеир был прекрасным человеком, всю жизнь мы прожили душа в душу. Не могу отойти после его смерти, и вряд ли когда-нибудь отойду…»

Алие-ханум перебирает фотокарточки. На одной из них семья с детьми Энвером и Эльмирой в Ялте (1984 год), рядом с ними - Джемиле-ханум - мама Эльдара Шабанова, это известный активист крымскотатарского национального движения, один из первопроходцев, пробивавших крымским татарам дорогу на Родину, в Крым.

«Мы возвращались в Крым в январе 1988 года, - рассказывает Алие-ханум. Приехали в Белогорск (Карасубазар), нас долго не прописывали. Муж дошел до прокуратуры, до облисполкома, требуя прописки… Впоследствии состоял в общественной организации врачей-крымских татар, помогал людям устраиваться на работу, работал в поликлинике, на «Скорой помощи» в противоинфарктной бригаде.

Столько людей у нас дома перебывало! Всем помогал - находить, покупать дома, контейнера люди присылали на наш адрес.

Я сначала работала в роддоме, потом оставила работу - нужно было как-то зарабатывать, выживать в те трудные годы… Потом мы переехали, обустроились под Симферополем…»

Уже больше года его нет. Но живет память о родном человеке. Растут внуки и новорожденная внучка, которые, может быть, продолжат дело своего дедушки - врача - блестящего профессионала.

Но самое главное - они будут такими же, как он - человек светлой, доброй и благородной души. Преданно любивший свою Родину - Крым и свой крымскотатарский народ.

Человек в гуне страсти сильно привязан к тому, что он делает, или к результатам своей деятельности и особенно к дому, семье и детям. И это на первый взгляд звучит достаточно страшно. Как так, ведь наш дом, семья и дети — это все, что у нас есть. Но речь идет вовсе не о том, что человек должен от них отказаться, наоборот, человек должен научиться о них заботиться по-настоящему. Правда состоит в том, что нам всем придется расстаться рано или поздно. Поэтому мы должны заботиться друг о друге не так, как будто мы никогда не расстанемся, а так, как будто мы расстанемся, но с самыми лучшими впечатлениями друг о друге.

Так, мать знает, что рано утром ее ребенок уходит в школу. И она готовит ему вкусный завтрак, собирает учебники в портфель, провожает добрыми словами. Она не может оставить его дома по своему желанию, хотя очень этого хочет. Она понимает, что им придется расстаться, поэтому отдает ему самое лучшее. Так и мы любим друг друга и хотим быть вместе как можно дольше, но понимаем, что нам обязательно придется пойти разными путями, поэтому мы хотим оставить друг другу самое лучшее, что у нас есть. А самое лучшее в этом мире — это духовное. А лучшее оно потому, что вечное. Если мы расстаемся надолго и оставляем на память о себе временное, то оно через некоторое время пропадет, и памяти о нас больше не будет.

Мать дает такой завтрак, чтобы он не пропал. Какой смысл в завтраке, который еще по дороге в школу испортился. Поэтому самое лучшее, что мы можем оставить после себя — это духовное, а значит, вечную память и вечную пользу. То духовное, что мы сможем передать, будет всегда сопровождать нашего любимого по этому миру, так как духовное неуничтожимо, и это будет связывать нас. В трактатах не зря говорится, что тот, кто практикует духовное развитие, помогает 108 поколениям своих родственников. Надо научиться любить так, чтобы результат нашей любви оставался навсегда, а не растворялся сразу после нашего расставания. Сейчас люди очень поверхностно любят друг друга: с глаз долой — из сердца вон. Раньше фотографии родителей, бабушек, дедушек и других основателей семейства висели на стенах как иконостас, и все помнили о том, какие духовные подвиги они совершили, какие наставления оставили и какие книги собрали в семейной библиотеке. А что мы имеем сейчас?

Поэтому лучшая забота о своей семье — это не отрекаться от нее раньше времени, а изо всех сил стремиться к духовному совершенству, тем самым показывая хороший пример всем своим родным и близким. Не так-то и просто оставить о себе вечную память, но если мы будем стараться, у нас обязательно это получится. Мало окружить родных материальным комфортом, это обязательная часть заботы, но только часть. Надо еще и окружить их заботой духовной. Мы должны хорошо понимать, что взять с собой в следующую жизнь получится только духовные результаты. Поэтому все, что мы делаем в материальном плане, мы делаем для того, чтобы показать окружающим хороший духовный пример. Показать, что духовное развитие делает нас еще более ответственными, еще более любящими, еще более заботливыми, еще более работоспособными. Духовность — это не прекращение работы, духовность — это понимание, как заработать вечный результат, вечную зарплату…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама