THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Работа с родителями

Главными воспитателями своих детей являются родители.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко "семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать «семейное воспитание".

И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектив детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Вот уже более пяти лет в детских садах используется нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировало родителей на решение проблем воспитания.

1. Формы и методы работы с родителями.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

Наглядная пропаганда,

Посещение семей,

Родительские собрания,

Беседы и консультации,

Конференции родителей,

Устные журналы,

Анкетирование,

Дни открытых дверей,

Круглые столы,

Организация клубов,

Организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Посещение семей

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1) Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2) Определение уровня педагогической культуры родителей.

3) Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4) Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5) Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.

Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: "Условия для развития предметной деятельности ребенка", "Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста", "Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка" и др. К примеру, посещая малообеспеченную семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа "Для вас, родители", содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, "Чем занимались ваши дети сегодня", помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей . К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета . Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Для неполных семей можно оформить папку на тему "Воспитать ребенка полноценным":

2) консультация для родителей;

3) статьи по теме;

4) где найти поддержку в кризисной ситуации (рекомендации социального педагога).

Вот, например, какие материалы можно поместить в папке на тему "Игра детей как средство воспитания":

1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

3) как организовать игровой уголок дома;

4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

В папке-передвижке на тему "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию" можно подобрать следующее:

1) текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста;

2) консультация для родителей на определенную тему;

4) планы-конспекты физкультурных занятий;

6) фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями в детском саду;

7) газетные и журнальные статьи.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Родительские собрания.

Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад педагога на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

Но все-таки, многие образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.

Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать другие учителя. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.

Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:

Уважаемые мамы и папы!

Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему ". . . . . . ." (указать тему родительского собрания).

Предлагаем подумать над следующими вопросами:

1. . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . .

3. . . . . . . . . . .

и т.д. (вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания).

Также заранее выясняется, кто может выступить на собрании.

Методистом и социальным педагогом на доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:

1. "Наши успехи": выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.

2. "Наши задачи": задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.

3. "Консультации": краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.

4. "Литература по теме проведения мероприятия": список литературы с краткими аннотациями.

5. "Детская художественная литература": список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).

6. "Наши проблемы" (в зависимости от тематики собрания).

Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей.

Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

Родительский ринг

Родительские ринги одна из дискуссионных форм объединения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Деловые игры.

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Встречи за "круглым столом"или «Родительский вечер».

Встречи за "круглым столом" расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Формы работы с родителями в детском саду

Не секрет, что нашем современном мире, педагоги все реже могут обходиться без родителей. Однако родители не всегда обладают достаточным объемом знаний и умений в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь.

Существует множество различных форм взаимодействия с родителями. Эти формы мы можем разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы мы можем отнести:

  • коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. );
  • индивидуальные (педагогические беседы с родителями );
  • наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки) .


Рассмотрим некоторые из перечисленных форм.

Родительские собрания. Родительские собрания проводятся для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые , познавательные, наглядно-информационные .

Информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы проведения - проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения - совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.


Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения- семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Некоторые формы родительских собраний:

  • Устный журнал – педагогическое просвещение родителей по определенной теме.
  • Собрание – студия - обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
  • Собрание практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.
  • Собрание совещание – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса.
  • Ток – шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.
  • Собрание – выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.

Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Формы проведения - информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек

На сегодняшний день выявлено два вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей

Совместные мероприятия педагогов и родителей

1. Родительские собрания

2. Конференции

3. Консультации

5. Вечера для родителей

6. Кружки для родителей

7. Тематические выставки

8. Диспуты

9. Педагогические советы

10. Попечительский совет

11. Встреча с администрацией

12. Школа для родителей

14. Родительский комитет

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

15. Дни открытых дверей

16. Турниры знатоков

17. Кружки

18. КВН, викторины

19. Праздники

20. Семейные конкурсы

21. Выпуск газеты

22. Просмотры фильмов

23. Концерты

24. Оформление групп

25. Соревнования

26. Благоустройство ДОУ и территории

Применяя в своей практике различные формы работы с родителями, педагоги решают следующие задачи:

Установление партнерских отношений с родителями;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы общности интересов;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Используемая литература:

  1. Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. М.: Издательство «Скрипторий 2003».2011г.

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой -- ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых -- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное -донести до родителей знания.

Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на:

коллективные;

индивидуальные;

наглядно-информационные.

К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) (14, с 15)

Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые родительские собрания -- это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители. Конференция помогает родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации (10, с 38)

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3--4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-- 40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям (6, с 56)

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих

воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи -- выяснить общие условия семейного

воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и

предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения

положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи -- обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.

Главная задача наглядной пропаганды -- целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.

Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей,

Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления;

Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки.

Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок.

Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

Смолякова Светлана Анатольевна, воспитатель
Качуренко Светлана Борисовна, воспитатель
д/с №13 г. Алексеевки Белгородской области

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский садтолько помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательнообразовательного процесса.

Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности о родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”. В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные , задачи:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями, в котором прописывается работа в нескольких направлениях:

В рамках реализации программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду;

В рамках реализации программы сохранения и укрепления здоровья детей;

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом МДОУ.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

В каждой группе имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты дошкольного отделения: инструктор по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности, преподаватель грамоты и математики. Воспитатели ежедневно оформляют информационные стенды для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома”, “Выучите вместе с детьми”.

В течение года заведующим, медицинскими работниками, логопедом, психологом, инструктором по физкультуре проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование во всех группах в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью.

Согласно полученным данным наиболее популярными являются: мероприятия с участием детей и родителей (90%) ; общие родительские собрания (35%) ; родительские клубы, конференции (30%) .

С большим успехом всегда проходит “Неделя открытых дверей” в апреле. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, систематически обновляется наглядная информация, тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: “Рисуем вместе с папами”, “Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного материала “Осенний подарок” и т. п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

Стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники с родителями: “Мама и я - спортивная семья”, “Папа и я - спортивная семья”, дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями педагогами МДОУ.

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Проводятся организованные выходы на лыжню в выходные дни. Родители активно участвуют в “Днях здоровья”. Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у нас появились целые спортивные семьи - на соревнования и физкультурные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т. п. Все дружно болеют не только за свои команды, но и за команды соперников, а потом дружно пьют чай в помещении столовой и обсуждают наиболее интересные моменты соревнований.

С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускаются стенгазеты в группах, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации МДОУ, выпускается фотогазета “Самые спортивные”, “Самые активные». Цели работы с родителями:

  1. Дать родителю «почувствовать себя человеком».
  2. Повышение у родителей чувство собственной компетентности.
  3. Преодоление состояния кризиса у родителей.
  4. Интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать себя, в первую очередь, родителями, и только во вторую - родителями особого ребенка.

Методы работы с родителями могут быть разными по форме, но направлены на решение одних и тех же задач. К таким методам относятся:

  1. Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.
  2. Проигрывание ситуаций. Обучение родителей элементарным психологическим представлениям (небольшой лекционный курс) .
  3. Детские игры с родителями.

Существует методы позволяющая выстраивать отношения с родителями.

Первый - «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.

Второй этап - «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.

Формы работы могут быть индивидуальными, групповыми и семейными. Мы проводим консультации, консилиумы специалистов; группы общения родителей (проводит психолог) ; детско-родительские группы «Мама, поиграй со мной!» (проводят психолог и логопед) ; фольклорные игры для родителей (обучающе-игровая группа, где проводят занятия психологи) , кружок «Игрушка своими руками» (проводят психолог, музыкальный терапевт и арттерапевт) ; совместную подготовку и проведение костюмированных детских праздников (проводят все сотрудники детского сада) , консилиумы специалистов. Родительские собрания на духовно-нравственные темы, лекции для родителей, открытые показы воспитательнообразователшьного процесса, вечера вопросов и ответов, проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, наглядные работы (информационные стенды для родителей, папкираскладушки, выставки детских работ, литературы) , Экскурсии, визиты домой, совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, совместное посещение храмов, телефон доверия, творческие лаборатории, педагогическая пропаганда, школа для родителей, информационные корзины, семинар практикум «Делаем вместе с детьми», ежедневные записки, неформальные записки, доска-объявлений, ящик для предложений.

Результаты.

  1. Родительские группы общения невелики - от 3 до 10 человек. Конкретными результатами для родителей особых детей является то, что они перестают чувствовать свою особость и изолированность.
  2. Повышается активность всех участников группы. Они социально реализуются: шьют костюмы для детских праздников, делают декорации, участвуют в написании сценариев и проведении праздников, активно участвуют в жизни детского сада.
  3. Тематика разговоров в группах со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, посещающих детский сад, мы переходим к обсуждению проблем старших или младших детей, а затем - к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком.
  4. Таким образом, группы родительского общения в нашем детском саду трансформировались в группы личностного роста. Установилась интересная последовательность: «прежде чем я стану счастливой мамой, я хочу стать счастливым человеком, счастливой женщиной». Счастливым же человеком является тот, кто «стоит на собственных ногах», отвечает за себя сам. На наш взгляд, это изменение очень символично и значимо. Можно сказать, что изменившись таким образом, мама меняет свой личностный статус.
  5. Даже если родитель осознает, в чем именно заключается правильное воспитание ребенка, он на практике испытывает трудности, которые не может преодолеть сам. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, подавляет, фрустрирует родителей, реально приносит вред: родители узнают, что все делают не так, пытаются вести себя «правильно», не справляются с этим, теряют уверенность в себе, обвиняют себя, сбрасывая свое раздражение на детей. Практические группы общения являются тем ценным звеном, которое помогает родителям «доработать» полученные теоретические знания.
  6. Как оказалось, многие родители гораздо более готовы к изменениям стиля общения в семье, чем предполагали психологи и педагоги.

Приемами в заимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. , 1994, -235 с.
  2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М. , 1991, -179 с.
  3. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
  4. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. - М. , 1992-154 с.
  5. Летвиненине Ю. П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. №7.

«Организация работы с родителями

в современном ДОУ»

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш» .
В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

  1. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
  2. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
  3. Как изменить такое положение?
  4. Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  5. Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» разработана система по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп.

ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ:

Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

1. Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность

2.П росветительская деятельность

3. Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс. 4.Реализация образовательного процесса детского сада.
ЗАДАЧИ:

1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребенке в ДОУ.

2) Организовать взаимодействие ДОУ и социума в вопросах сбора и применения информации о семье и ребенке для эффективного осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к семье.

1) Создать педагогическую культуру родителей:

  • обеспечивать родителей психолого-педагогической информацией
  • защитить права детей и родителей на удовлетворение их потребностей
  • формировать ответственную и активную позицию родителей в воспитании и развитии детей

2) разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым.

1) создать сообщество единомышленников - родителей, педагогов для совместной работы по развитию и воспитанию детей, социальной адаптации их в обществе.

2) осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации.

1) привлекать к участию родителей в реализации образовательного процесса.

2) разнообразить формы и методы включения родителей в поддержку и развитие учреждения.

3) привлекать родителей в создание и работу общественной организации - родительский комитет.

СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
  • прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
  • проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
  • конторольно-оценочная деятельность по результатам работы;
  • проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ деятельность участников по определенным этапам. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее реализации.

Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

  1. I. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является сСоздание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.

В городе

В детском саду

1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:

  • контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки, выход в семью).

2.Распространение информации о работе детского сада:

  • сайт;
  • публикации в печати.

3. Изучение опыта работы близлежащих ДОУ, общеобразовательных школ, ЦДТ во взаимодействии с родителями.

4. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке :

  • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика;
  • протекание адаптации к д/с (адаптационный лист);
  • индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
  • ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
  • выявление одаренных детей;
  • выявление детей, требующих повышенного внимания.

о семье :

  • состав семьи;
  • определение социального статуса семьи (социальная анкета);
  • выявление семей группы «риска»;
  • материально-бытовые условия;
  • психологический микроклимат, стиль воспитания;
  • семейные традиции, увлечения членов семьи;
  • заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров :

  • проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
  • выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

II. Просветительская деятельность.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

Кадры

1. Просветительская деятельность:
  • вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
  • вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
  • формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
  • обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
  • тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

Родители

1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:

  • информационные стенды;
  • родительские уголки;
  • методическая литература.

3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

  • беседы;
  • консультации;
  • круглые столы;
  • родительские собрания.

4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха.

Дети

1. Социально-нравственное и познавательное развитие:

  • семья;
  • родословная;
  • семейные традиции;
  • гендерное воспитание;
  • формирование духовных ценностей.

III. Организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Кадры

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Внедрение форм работы с семьей и социумом по расширению контингента детей и организации платных услуг (кружковая работа).

3. Организация деятельности музея «Светлица»:

  • создание положения об открытии музея «Светлица»;
  • сбор экспонатов;
  • оформление экспозиций.

4. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

5. Выход в семью.

Родители

Вовлечение родителей в педагогический процесс:
  • совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
  • планирование и совместная работа на родительских собраниях;
  • помощь в организации досуговой деятельности;
  • совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
  • оформление группы и д/с;
  • создание семейных Гербов и родословных Древ;
  • участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новый год у ворот»);
  • благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
  • привлечение родителей к оформлению музея русской культуры «Светлица»;
  • пополнение музея выставочными экспонатами.
  • участие родителей в субботниках по озеленению территорий д.с.

Дети

Вовлечение детей в творческий процесс:
  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);
  • совместное участие с родителями в семейных концертах;
  • совместное оформление с родителями и создание семейных Гербов и родословных Древ;
  • участие в мероприятиях на базе музея «Светлица».

IV. Реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

Система предполагает следующие результаты:

  • реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
  • изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
  • рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
  • положительные изменения в неблагополучных семьях;
  • выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама