THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня с коллективом были на свадьбе у коллеги . Миве Р., учительница из нашей школы, выдавала дочь замуж. Свадьба была необычная – без жениха. Жених не смог приехать в Туркменистан, он гражданин другой страны. Невеста Лейли сразу после тоя (праздник, свадьба) улетает в Стамбул, где ее будет встречать будущий муж и откуда они вместе улетят к нему на родину. Там планируется и официальная регистрация брака.

У Миве глаза весь вечер были, что называется, на мокром месте. Конечно, жаль с дочкой расставаться неизвестно на сколько, но главное то, что она, мать, не видела в глаза ни будущего зятя, ни родственников с его стороны. А у туркмен так не полагается, у туркмен родня парня должна прийти и сосватать девушку. А тут неизвестно кому отдают дочь. Конечно, Лейлиша уже не ребенок, 26 исполнилось, не только сердцем человека выбрала, но и умом, но для своих родителей она всегда останется ребенком

Впрочем, обе стороны и хотели все по-человечески сделать. Родственники жениха хотели приехать, познакомиться, но не получилось. Миве еще в ноябре отправилась в миграционную службу, чтобы узнать всю процедуру приглашения иностранных гостей в Туркменистан . Там ее спросили: “этот парень вам кто, зять?”
“Нет, — ответила она, — пока только жених дочери. Хочет приехать со своим отцом и братом сватать ее”.
Офицер понизил голос: “что вы, трое мужчин-иностранцев!?”
“И что такого, — удивилась женщина. — Всего-то на три дня хотят приехать”.
Формально , — сообщил офицер, — вы можете подавать документы на приглашение, но я вас предупреждаю, что вам скорее всего откажут… Если не жалко денег на госпошлину и времени на сбор документов, то подавайте. Но помните, что я вас предупредил…”.

Иностранцы смогут заключать брачные союзы с гражданами Туркмении лишь после внесения страховой суммы в 50 тыс. долларов. В четверг дополнение об этом к статьям Кодекса о браке и семье единогласно принято депутатами туркменского парламента? Меджлиса, передает ИТАР-ТАСС.

В законе говорится, что страховая сумма в размере не менее 50 тыс. долларов должна быть внесена на расчетный счет государственной страховой организации Туркменистана. Это сумма будет гарантией для несовершеннолетних детей в случае расторжения брака.

Кроме того, чтобы взять себе спутника жизни, иностранец должен иметь не менее года стажа проживания в Туркменистане и жилье в личной собственности.

Для вступающих в брак с иностранцами возрастной ценз повышен до 18 лет. Сами граждане Туркмении могут заводить семьи с 16 лет

Кто-то посоветовал Лейли подать документы в загс от обоих, а потом эту справку показать в миграционной службе. Но этот номер не прошел – требовалось присутствие самого жениха и его подлинных документов, а не ксерокопий. Девушка на всякий случай поинтересовалась у заведующей и насчет госпошлины в 50 тысяч долларов, которую должны уплачивать иностранные женихи, беря в жены туркменскую невесту.
Оказалось, что подобного сбора уже давно нет, был отменен еще в 2006 году. А ведь издавал покойный Туркменбаши такой указ, который в то время, в 2001 году, насмешил весь мир. Помимо уплаты налога за невесту, там были еще некоторые условия: наличие недвижимости в Туркменистане, проживание в стране не менее одного года, почитание туркменских традиций, еще что-то…

Помню, в те годы меня приглашали на целый ряд свадеб с иностранцами. Выходили местные девушки за турков, американцев, ребят из ближнего зарубежья… Но никто из женихов тогда не платил налога, потому что молодые люди лишь играли свадьбу в Туркменистне, а затем забирали своих невест к себе и уже там оформляли отношения, и семьи свои строили там же.
Это, правда, имело отношение к тем женихам , у которых был либо доступ в страну, либо они тут работали или пребывали по иной визе. Турки, например, играли свадьбы с нашими девушками, а потом увозили их к себе на родину и там официально женились. Граждане Туркменистана, выехавшие в Россию на постоянное место жительства и все еще обладавшие правом приезжать на родину, тоже приезжали и забирали туркменских невест с собой. Знаю не один случай , когда волонтеры Корпуса мира из США увозили наших девушек в Америку.
Я сейчас решила посчитать всех своих знакомых, кто замужем за иностранцами и живет за пределами Туркменистана. Марал, Алтын, Гульшат, Лена, Оля, Люба, Барно, еще одна Алтын в разное время вышли замуж за американцев. Дочери моих знакомых учителей из разных школ, всего вспомнила пятерых, уехали в Турцию. Джемал, Гульрух и Айша живут в Германии. Есть знакомые девушки на Кипре, в Швеции, Великобритании . Живущих в разных российских городах с мужьями-россиянами насчитала больше десяти. А еще есть узбечки, вышедшие замуж в Ташкент, Самарканд, Ургенч, есть девушки , оставшиеся после учебы в Бишкеке, Оше, Душанбе или Алматы, выйдя замуж за местных парней…

Все эти браки регистрировались вне Туркменистана. В общем, сложно, практически невозможно выйти официально замуж за гражданина другой страны у себя на родине.
Сегодняшний девичник навел меня еще на некоторые мысли. Выйти замуж в Туркменистане не только за иностранца, но даже за своего парня девушками невероятно проблематично. Если до 23-25 лет не вышла, то шансы стать чьей-то женой снижаются в разы. И причин этому много .
Как правило, в возрасте после 23-х девушки при выборе жениха «включают» разум и за первого встречного идти не хотят. Рассуждают они примерно так, как дочери наших с мужем друзей – 27-летняя Джерен и ее 25-летняя сестренка – Гульширин: “ Наши ровесники давно женаты. Когда нам было по 20 лет, мы учились, а они женились. Парней и так-то меньше, чем девушек, а умных , образованных, способных найти достойную работу, вообще мало. А других мы сами не хотим”.

Встречаюсь с молодым человеком из Туркмении. Возвращаться обратно не хочет, но страну свою, несмотря ни на что, любит. В межнациональных спорах отстаивает ТМ, непроизвольно нахваливает)

Попытаюсь скоро туда поехать, познакомиться с его родственниками.

По его словам и словам его многочисленных друзей, в Ашхабаде более или менее разрешено женщинам существовать свободно. Но в клубы и ночные заведения им отдыхать нельзя — увезут в каталажку 8)

Всё зависит от семьи на самом деле.

Но, как я поняла, там куча фанатиков, любящих ТМ и гордящихся ею.

Права и свободы людей защемляют, однозначно.

Одно только то, что президент побеждает с процентом 97 с чем-то — говорит о «свободном» выборе граждан 8))

Люди — есть дикие достаточно, есть обычные светские, в основном молодежь. Половина моего ВУЗа в Москве — туркмены.

Национальная черта — хитрость)))

А судя по тому, как бешено тут (на форуме) отстаивают «честь» страны туркменки, как нахваливают... Как-то это наигранно, чисто восточно-азиатская черта)

Россию особо никто не нахваливает) потому что и так знают, что здесь уровень жизни сильно поднялся) и свобода слова, особо правда ненужная. Но типо «как везде») Но что русский народ, что туркменский народ — мне не шибко нравятся))) Хотя и хороших людей и там, и там достаточно знаю!

А уж ТМ кроме как красивым видам, дешевому газу и бензину, статно отстроенным городам — завидовать я не нашла чему) И то — за красоту только порадуюсь!

в общем, ругаться нечего. А с любимым рай и в шалаше. Так что — кто хочет, пускай едет) Но лучше конечно по миру поездить, вернуться всегда успеете.

И таких, как Гульширин и Джерен, очень много в Туркменистане. Эти девушки образованны, привлекательны, работают, прилично зарабатывают. И реально смотрят на жизнь. Надо либо мириться с ситуацией, либо искать личного счастья где-то в тридевятых царствах-государствах. Но ни Джерен, ни ее сестра не хотят уезжать из своей страны, при этом прекрасно осознавая свою бесперспективность в качестве потенциальных невест.
Практически бесперспективны русские девушки в Туркменистане , а также метиски. Выйти замуж за туркмена для них практически нереально, а русские парни и молодые мужчины давно уехали из страны. Полукровки — в этом же ряду уехавших.

Моя приятельница Анна и ее муж тоже готовятся к свадьбе – женят сына в апреле. Дочь их живет в Питере и хотела бы приехать на свадьбу брата со своим другом. Родители еще месяц назад собрали все необходимые документы, заполнили анкету в миграционной службе, чтобы пригласить друга дочери приехать на свадьбу. И вот сегодня Анна получила отрицательный ответ – им с мужем отказали в приглашении молодого человека. Повод для отказа — “Нет родственных связей”.
Возвращаясь к Миве. Когда жениху ее дочери не разрешили приехать за невестой, его семья предложила родителям девушки самим приехать к ним и вместе отпраздновать радостное событие. Миве только было заикнулась о поездке директору школы, в которой работает, как та сразу же замахала на нее руками и поставила перед выбором: или поездка за границу , или работа в школе! Точно такой же ответ получил и ее муж – работник прокуратуры. Для него поездка в принципе невозможна, он не может поехать даже в соседний Узбекистан, не говоря уже о дальнем зарубежье.

Погоревала семья, погоревала да и выбрала самый простой выход : собрать той и красиво проводить дочку в новую жизнь и в другую страну.

«На учебу или работу – неважно, важно оттуда уехать!» – так скажут вам многие молодые туркменистанцы, которые правдами и неправдами оказались за пределами родины.

Наша героиня, назовем ее Марал, в 2008 окончила среднею школу в одном из поселков Лебапского велаята. Начиналась взрослая жизнь. Семья жила не богато, поступить в вуз или даже училище денег не было. Работать хочется, но где? Ехать в Турцию? Отзывы побывавших там далеко не всегда положительные.

Четыре года Марал не могла найти работу, но потом ей повезло. Через знакомых в Ашхабаде нашла работу официантки в одном из кафе. Да работа не легкая, но главное что она есть. Однако Марал проработала всего два месяца и тут начинаются проблемы.

20-го ноября 2012 года вечером в кафе пришли пять посетителей. Поведение их было странное. Присели за столик, и буквально через 15 минут начали махать своими корочками. Приехала спецмашина 02. Закрыли вход в кафе и начали всех девушек и женщин сажать в эту машину. Никто ничего не понимал, владелец кафе что-то хотел объяснить этим людям, но его никто не слушал. Задержанных девушек и женщин привезли в отделение полиции Азатлыкского этрапа столицы и препроводили за решетку. У задержанных была паника, никто ничего не понимал, кто-то плакал, кто-то ссорился с сотрудниками полиции. Через два часа люди поняли за что их задержали. Это был обычный рейд на нелегально находящихся в Ашхабаде.

Среди задержанных были местные, и так как за ними приехали мужья, отцы или братья их отпустили. Тех, кто не был прописан в Ашхабаде, оставили ночевать в холодных, грязных камерах. Ведь за ними никто не приедет. У хозяина кафе нет ни времени, ни желания «вытаскивать» своих работниц, ему легче принять на работу новых официантов.

Время шло. На возмущение задержанных никто не реагировал. Позвонить не разрешали. Только через 1,5 сутки дали воды и кусок хлеба.

А за что их задержали? В чем причина временного ареста? На эти вопросы никто не отвечал. Был только один ответ: «Нелегально (т.е. без прописки) находились в столице». А столица что – это отдельное государство, надо получать визу?

После трех дней, когда за ними никто не приехал, сотрудники полиции поняли, что с них нечего взять. Всех, в сопровождении конвоя, посадили на поезд Ашхабад – Атамурат и отправили по месту прописки. Когда девушки приехали домой им не давали покоя и дома. Каждый день вызывали в местное отделение полиции. Хотели поставить на учет, ссылаясь на приказ из Ашхабада.

В своем городе или поселке каждый имеет знакомых, через которых можно решить возникшие проблемы. Так и закрыли вопрос с полицией.

В конце концов, не найдя себя в Туркменистане Марал уехала в Турцию, где сейчас работает, находясь на нелегальном положении. «Уж лучше быть нелегалом на чужбине, чем нелегалом у себя на родине» – считает Марал. И тысячи других молодых туркменистанцев, которые не смогли найти работу или поступить в учебные заведения в Туркменистане, с ней согласны.

Вконтакте

Туркменский народ издревле существует в условиях тяжелого труда. Общество построено на усилиях людей, готовых к преодолению трудностей и преград, умеющих много трудиться. Туркмены уважают личностей, которые достигли чего-то существенного в своей жизни благодаря труду. Им не свойственно презирать физическую работу и превозносить умственную - любой вид деятельности, направленный на создание материальных или нематериальных активов, в Туркменистане почитается. Образ работящего и преданного своему делу человека признан в туркменском обществе достойным примером для окружающих. Увидев, как кто-то трудится, настоящий туркменский человек не упустит возможности поддержать работягу словом, похвалит его и пожелает удачи. Любовь к труду воспитывается у туркменских людей с детства. Уже в подростковом возрасте туркменский человек начинает осознать, как важно в обществе, которое его окружает, быть уважаемой личность, вызывать одобрение своими усилиями и трудовыми успехами. Туркмены часто стараются продемонстрировать свои успехи выше стоящему руководству, ищут повод, чтобы получить похвалу близких и друзей за трудовые успехи.
Немного о туркменских семьях. Семья - один из наиболее влиятельных факторов, которые формируют личность человека в Туркменистане. Родители прививают своим детям те понятия и нормы морали, которые традиционно передаются в их семье. Большое значение имеет и национальное воспитание, то есть совокупность традиций, моральных принципов и правил, свойственных данному обществу на протяжении нескольких поколений. Туркмены преданны своим семьям, однако не прихотливы в быту и не слишком заботятся о жилище, не стремятся сделать его максимально комфортным. Для настоящей туркменской семьи приятной традицией является распитие зеленого чая. Это объединяет всех членов семьи и позволяет посвятить время общению друг с другом. Вообще, туркменская нация дружная. Общественная жизнь важна для многих представителей Туркменистана. А в общении они очень открыты и активны. Способны тонко чувствовать настроение собеседника, сопереживать и понимать своих оппонентов. Темпераментом, который в наибольшей мере свойственен туркменским людям, является флегматический. Они достаточно спокойны и уравновешенны по натуре. Умеют держать под контролем ситуацию, в которой находятся, стремятся обладать своими эмоциями.
В Туркменистане есть особенная категория людей, которые пользуются безотказным авторитетом в обществе и являются примером для пришедших поколений. Это - аксакалы, люди в возрасте, умудренные жизненным опытом и занимающие значительное место в своей семье, селении или даже в государстве. К аксакалам проявляют особенное уважение и почтение. В их присутствии молодые туркмены ведут себя только вежливо, проявляются заботу. К советам, рекомендациям и указаниям аксакалов относятся очень внимательно, часто следуют им беспрекословно.
Туркменское общество весьма религиозно. Мусульманство играет важную роль в воспитании молодого поколения, формировании личности туркменского человека, укладе жизни зрелых туркменов. Благодаря канонам, прописанным в Коране, туркменская нация имеет ряд традиций и морально-культурных законов, которые влияют на ее семейную, общественную, политическую жизнь народа. Поклонение религиозным канонам на столько распространено в Туркменистане, что оно имеет общенациональный характер. плитка тротуарная Многие традиции, пришедшие в обыденность туркменов с Ислама, воспринимаются как народные. Более того, люди, являющиеся атеистами, проходят обряды и принимают нормы, установленные в обществе под влиянием религии. Так, обряд бракосочетания имеет религиозную основу, но он проводится при регистрации, практически, каждого брака на территории Туркменистан вне зависимости от религиозных предпочтений граждан. Почему так происходит? Дело в том, что под влиянием близких или общественного мнения неверующим людям приходится идти на традиционные обряды. Соответствовать окружению, в котором живешь, для туркменов очень важно.
Туркменское общество - это совокупность малых групп. Безусловно, существуют и большие формальные и неформальные социальные группы, но малые здесь имеют свои особенности, по этому остановимся на них. Туркмены часто объединяются в небольшие коллективы для совершения общего дела. Это может касаться не только работы, но и развлечений, оздоровления, семейных дел, часто к созданию альянсов прибегают для защиты прав определенной группы населения страны и прочее. Интересно, что люди не испытывают стеснения или опаски по отношению к окружающим в таких малых социальных группах. Они отчетливо понимают необходимость быть полезными друг для друга и взаимодействуют для всеобщего и собственного блага. Эта умение контактировать и работать в команде подкреплено такими национальными чертами характера как: дисциплинированность, трудолюбие, честность. Туркмены уважительно и доброжелательно настроены по отношению к своим соотечественникам, но весьма осторожны, а иногда даже и агрессивны, с иностранцами.

Туркменки: господин назначил меня старшей…

Туркменки - отдельная история, - говорит Рисалат. - Чтобы приехать в Россию, им нужна виза. Поэтому туркменок в Москве мало. Они либо учатся в вузах, либо туристки. Но есть и такие, кто попадает тут в гарем.

Куда? - моему удивлению нет предела.

Рисалат рассказывает мне, что владелец местного ресторанчика, русский мужчина по имени Михаил, некоторое время назад влюбился в туркменку по имени Мухаббат. Она в столице у дяди гостила, а дружила с девушками из торгового центра. Тут-то ее Миша и углядел. И так она его зацепила, что Михаил выправил ей документы и оставил у себя в доме.

Женился, что ли?

Нет, жениться на туркменках нельзя. Он потом на русской девушке женился, но Мухаббат осталась как бы старшей женой. Да он тебе сейчас сам все расскажет!

Михаила, полного мужчину лет тридцати с небольшим, мы находим в кабинете за ресторанным двориком торгового центра. Он тепло приветствует мою провожатую: «Рисалатка, как сама? Как Бахтияр?» Похоже, в этом торговом центре все живут как одна большая многонациональная семья. Узнав, что я собираюсь обсуждать не бизнес, не налоги и не кризис, а любовь, Михаил заметно оживляется:

Вы про Мухаббатку? Я горжусь своей старшей женой - умница, красавица, отличная хозяюшка и в постели ласковая. К тому же, это отличная сделка! Мухаббат могла бы обойтись мне недешево, задумай я с ней официально отношения оформлять. По их законам, если иностранец хочет жениться на туркменке и вывезти ее из страны, он должен пятьдесят тысяч долларов в государственную казну перечислить. Как за крутую иномарку! Но Мухаббат была уже разведена и с ребенком, поэтому дядя мне ее «за так» отдал. Мы в ЗАГС не ходили, только никях у муллы сделали - она попросила. Ее сынишку я к себе взял, отличный пацан! И ее родне в Туркмении постоянно помогаю. Вот недавно я им в кишлак джип подержанный купил в коллективное пользование. Они на нем теперь овец пасут, счастливы безмерно! Честно говоря, родня Мухаббат рада без памяти, что я ее с ребенком от них забрал. У них там все без работы сидят или на грошовых заработках - в Турции или Иране, им только туда без визы можно. Устроиться в Москве в их понимании - высшая степень счастья! Мухаббатке все завидуют. И она любит меня, холит, лелеет, вкусности готовит - русские так не умеют. Мухаббат неизбалованная: все, что я ей скажу, делает, никогда не капризничает - ни на кухне, ни в кровати. А недавно я еще на русской девушке женился, официально, она забеременела от меня. Но я Светке сразу сказал: Мухаббат - старшая жена! И ты должна во всем ее слушаться. Вот так и живем: одна жена за другой приглядывает. И мне хорошо: никакие домработницы не нужны и проститутки тоже. Одна надоела, сплю с другой. Очень удобно.

А вот что сказал мне имам Северного Бутово Марат Алимов:

В мусульманской традиции отказ от ребенка считается самым большим грехом, величайшим позором. Все этносы, которые связаны с религией ислам, всегда с большим вниманием и любовью относятся к детям - не только к собственным, а к детям вообще. Мусульманские женщины Москвы дорожат общественным мнением общины, поэтому я не знаю ни одного случая, чтобы женщина плохо обращалась со своим ребенком, бросала его. Кстати, вопреки распространенному мнению, предохранение от беременности в исламе грехом не считается. Если в семье уже есть дети, а средства ограничены, мусульмане могут пользоваться подходящими им методами контрацепции, это не возбраняется. Что касается абортов, то они тоже допускаются - но только в том случае, если прерывание беременности рекомендуется женщине по состоянию здоровья.

Из книги Памфлеты, фельетоны, рассказы автора Ларни Мартти

3. Господин Леви, сменивший имя Без спутников, с картой в руке я отправился побродить по трущобам Яффы. Солнце жгло немилосердно. Узкие извилистые улочки были забиты грязью, мусором и ребятишками-попрошайками. Раздав восемь израильских фунтов, я смекнул, что мне не по

Из книги Литературная Газета 6247 (№ 43 2009) автора Литературная Газета

Господин Бомж, грабитель дач ОбществоГосподин Бомж, грабитель дачПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫМожно ли найти на него управу в современной России? Жан МИНДУБАЕВ, собкор «ЛГ», УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬБывают, бывают в жизни странные, почти мистические совпадения!Минувшим летом писал я

Из книги От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным автора Колесников Андрей

«Не я назначил» - Вот вы пришли в Кремль, с которым постоянно в последнее время связаны какие-то скандалы: Бородин и «Мабетекс», деньги «семьи»… Вы молчите, и это объясняют тем, что «семья» вас привела, и вы теперь в благодарность все эти страсти потушите.- У меня никогда

Из книги Литературная Газета 6295 (№ 40 2010) автора Литературная Газета

Господин из Ефремова Литература Господин из Ефремова БУНИН – 140 Выставка «Чаша жизни», посвящённая 140-летию со дня рождения русского писателя Ивана Бунина, открылась в филиале Государственного литературного музея, в Доме И.С. Остроухова, в Москве. Выставка имеет

Из книги Очерки из петербургской жизни автора Панаев Иван Иванович

БЛАГОНАМЕРЕННЕЙШИЙ ГОСПОДИН Представляю читателю кое-какие наблюдения, сделанные мною в последнее время.Из этих наблюдений в моей фантазии составился очерк целого лица… Лицо это, впрочем, не новое. Таких лиц много не в одном Петербурге. Лица эти, вообще довольно

Из книги Воры в законе и авторитеты автора Дышев Сергей Михайлович

Суббота разборку назначил на среду

Из книги Этюды в багровых тонах: катастрофы и люди автора Борисов Сергей Юрьевич

Господин Великий Голод За два с половиной года - с 1601 по 1603 - по разным данным, вымерла треть населения государства Московского. Только в столице, как писал келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, из двухсот пятидесяти тысяч ее населения умерло сто двадцать

Из книги Россия будущего автора Буровский Андрей Михайлович

Господин Великий Новгород Еще в XIX веке стало общим местом говорить о новгородской демократии. Сама демократия, честно говоря, выглядит несколько странно для современного человека: не такая уж она демократичная.Новгородское вече было вовсе не десятитысячной буйной

Из книги Три нью-йоркских осени автора Кублицкий Георгий Иванович

Господин типичный ньюйоркец Трудная задача - собрать по обрывкам разговоров, по случайно подобранным на улицах и в кафетериях черточкам характера тип осредненной человеко-единицы, сделать некую выжимку из восьми миллионов обитателей Нью-Йорка. В самом деле,

Из книги Вся чернильная рать... автора Беляев Альберт Андреевич

ГОСПОДИН НОЗДРЕВ ИЗ ИЛЛИНОЙСА Что заботит господина ФридбергаМорис Фридберг преподает русскую литературу и возглавляет факультет славянских языков и литератур в университете штата Иллинойс. Он - выученик матерого американского антикоммуниста Эрнста Симмонса. Под

Из книги Глянцевая азбука автора Силаев Александр Юрьевич

Господин Есть много теорий, откуда чего берется. В частности, откуда взялись первые господа. Расскажем самую простую и брутальную. От того самого Георга Вильгельма Гегеля, коего уже поминали. Согласно философии Гегеля, господину главное не зассать, и это его главный

Из книги Гувернантка из ЦРУ автора Чехонин Борис Иванович

Господин Никто С Эльбертом Тугановым мы встретились на киностудии "Таллинфильм". Разговор получился не сразу.- Стоит ли ворошить прошлое? - спрашивал собеседник. - Ведь все, что можно сказать в объяснение моего поступка, я уже изложил в заявлении для общественности

Из книги Как Ельцин стал президентом [Записки первого помощника] автора Суханов Лев Евгеньевич

Здравствуйте, господин Буш! Небольшое красивое здание. Тут же, напротив него, еще одно сооружение, к которому подходит нечто похожее на пандус. Машина подъехала к самому входу. На первый взгляд, все необычно, как-то просто, буднично. Вышла симпатичная мулатка и вручила нам

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

Патриоты в законе О предложении депутата Государственной Думы Ивлиева ввести уроки патриотизма в старшей школе – и о том, что из этого может выйти http://www.podst.ru/posts/5303/Наш человек обычно убежден в одной вещи. Если где-то в стране случается что-то плохое, то это плохое можно

Из книги Дети-404 автора Климова Елена

Отец обнял меня и сказал, что меня любит То, что я не такой, как все остальные, я, кажется, понимал всегда, с самого детства, но подсознательно. Осознание своей ориентации произошло всего год назад, мне было 16. Не скажу, что было трудно. Нет. Единственное, чего я испугался, –

Из книги Четвертая республика: Почему Европе нужна Украина, а Украине – Европа автора Федорин Владимир

Глава 4 Господин Президент Недавно мне в Фейсбуке попалась на глаза картинка, составленная из двух фотографий Петра Порошенко.Президент летом 2014 года, вскоре после инаугурации.Он же летом 2015-го - после Иловайска, двух Минсков, потери Дебальцево…На второй фотографии

Внутренняя жизнь

Переходя к описанию внутренней, домашней жизни туркмен, следует упомянуть, что все туркмены, богатые и бедные, живут почти совершенно одинаково. Немного лучшая кибитка, одежда из шелка, несколько лишних ковров и серебряных украшений на женщинах, вот и все, чем можно отличить кибитку бая (богатого) от кибитки бедняка.
День туркмена начинается с восходом солнца. Утром он обыкновенно пьет зеленый чай без сахара с чуреком (род лепешки), часов в 9 завтракает кислым молоком с чуреком, а при неимении молока, варится «кара шорба» — суп из сала, лука и крошеного чурека; часа в 2 — чай с чуреком, или один чурек и, наконец. вечером, после заката солнца ужин, состоящий из тех же продуктов, как и завтрак.
Вообще пища туркмен очень неприхотлива и неразнообразна. Обыкновенно она состоит из чурека, верблюжьего или коровьего пресного или кислого молока, каши из растертой джугары (сорго), иногда из горячей похлебки, состоящей из такого же молока с водой, или навара из бураков с кунжутным маслом, а у более достаточных с прибавкой сушеной баранины или копченого жира; употребляют также и лапшу. В летнее время пища эта разнообразится некоторыми травами в отваренном или сыром виде и овощами. Употребляемые в пищу травы следующие: юнжа, дикая петрушка, шпинат, щавель, мята и козелец. Плов, баранье или верблюжье мясо составляют роскошь, допускаемую более состоятельными, по случаю каких-либо празднеств: свадьбы, обрезания и т. п. В конце лета едят много дынь и арбузов.
Дли питья приготовляют «чал», напиток из верблюжьего молока. Чал имеет сладко-кисловатый вкус с некоторой долей спиртной крепости; после 2-3 выпитых чашек этого напитка туркмен становится веселее, а подчас даже слегка хмелеет. Чай у туркмен в большом распространении, причем пьют преимущественно зеленый, низшего достоинства, приобретаемый в Персии.
Приготовление всей указанной пищи, как и вообще производство всех домашних работ, входит в обязанности женщин.

Положение женщины в семействе

Туркмен смотрит на женщину, как на существо низшее, называя ее «начар» (неравноравная) и не допускает ее вмешиваться в разговор между мужчинами и в обсуждение общественных вопросов. Но за то, в делах домашнего хозяйства женщина пользуется большим влиянием и без предварительного с ней соглашения туркмен редко что-нибудь продает и покупает. В женитьбе сына и при выдаче дочерей замуж согласие матери считается обязательным. Во внутренней жизни туркменка пользуется гораздо большей самостоятельностью, чем другие среднеазиатские женщины: сартянки, таджички и персиянки. Но тем не менее, она находится в вечной зависимости от мужчины, и только при неимении никого из родственников мужчин со стороны отца, она становится самостоятельной. Девушкой она принадлежит, и принадлежит как имущество, отцу или, за неимением его, старшему в его роде, которые ее продают в замужество по своему усмотрению и присваивают полученные деньги в свою пользу. По выходе в замужество она принадлежит мужу; овдовев бездетно, она снова делается собственностью тех же ближайших родственников. Только материнство до некоторой степени обеспечивает самостоятельное вдовство, так как она является опекуншей своих детей и не может быть продана в новое замужество насильно.

Брак

Туркменские браки, как уже было сказано, отождествлены обычаем с торговой сделкой, которая совершается, за редким исключением, без всякого участия брачующихся молодых людей их родителями или опекунами. При этом торгуются из-за цены, как и при продаже товара, и, зачастую, брак расстраивается именно по этой причине. Цена девушки, равная 20 лет тому назад 30 ахальским туманам (туман около 4 рублей), возросла в настоящее время до 200 и более туманов. Богатые люди или вдовцы и многоженцы платят иногда до 400 и 600 туманов за девушку. Такое поднятие цен на девушек делает брак для людей недостаточных мало осуществимой мечтой, в поисках за которой большинство молодых туркмен, не имеющих большой и зажиточной родни, проходят суровую школу труда и лишений, отказывая себе во всем в течение долгого ряда лет и отдавая всякую заработанную копейку и приобретенный скот своему будущему тестю, памятуя, что только по уплате всей цены они могут получить себе жену. Такой обычай дурно влияет на правильность распределения женщин между населением, оставляя многих молодых людей в вынужденном безбрачии и позволяя богатым иметь по нескольку жен. Громадное большинство туркмен имеет по одной жене и многоженства не одобряет.
Брачный союз заключается обыкновенно в возрасте от 10 до 15 лет, хотя бывают случаи и более ранней выдачи девушек в замужество.
Цель таких ранних браков есть желание скорее получить калымную плату, дать возможность мужу выплатить всю потребную сумму до наступления совершеннолетия и получить право на пользование лишней долей общественной воды и земли.
Туркменский брак совершается следующим образом: после предварительных переговоров о размере калыма (выкупной цены) со стороны жениха едут к родителям невесты несколько человек аксакалов (почетных стариков) и уплачивают за нее часть выкупа, из коего половина обыкновенно уплачивается деньгами, а другая половина скотом; затем, делают подарки родственницам невесты и дарят по несколько кранов женщинам и мужчинам, перегораживающим путь выхода невесты и, наконец, доставляют ее в кибитку жениха. В тот же день совершается кем-либо из присутствующих грамотных туркмен обряд бракосочетания. Вечером собравшихся гостей угощают пловом, чаем и сдобными чуреками; приглашают несколько человек бахши (певцов) и пир длится до поздней ночи. На следующий день с утра устраиваются скачки и состязания в борьбе, беге и стрельбе в цель. Всем выигравшим выдаются отцом жениха небольшие призы, состоящие обыкновенно из халатов или нескольких аршин бумажной материи; следующий вечер и следующий день гостям доставляются те же удовольствия, как и накануне.
У туркмен часто практикуется увоз девушек, устраиваемый по взаимному соглашению жениха и невесты. Бежавшие скрываются в кибитку какого-нибудь почетного аксакала, которому волей-неволей приходится принять на себя роль посредника и мирить родителей жениха и невесты.
После бракосочетания молодая остается в кибитке мужа три дня, если брак совершен между малолетними, и до 10 дней, если молодые достигли половой зрелости; потом, жена возвращается в дом своих родителей или опекунов, где и живет до полной уплаты калыма, что при несостоятельном женихе случается через 8-10, а иногда и больше, лет. В течение этого срока молодым супругам строго воспрещаются всякие ночные свидания, за чем зорко следят родители, так как в случае беременности жены в этот период, обычай требует безотлагательного возвращения ее в кибитку мужа, не дожидаясь полной уплаты калыма; поэтому часто случается, что влюбленный муж, пожелавший поцеловать в неурочный час свою законную супругу, бывает жестоко избит ее родителями.

Развод, рождение ребенка

Разводы у туркмен встречаются весьма редко и то почти исключительно по суду.
Несмотря на то, что девушка доставляет отцу при выходе в замужество целое состояние, рождение ребенка женского пола по обычаю проходит незаметно, тогда как рождение мальчика составляет целое событие: о нем оповещают всех родных и знакомых, которые приносят поздравления отцу новорожденного и принимают от него угощение. Имя новорожденному дается обыкновенно отцом, без участия муллы. Туркмен дает имя своему ребенку не по арабскому требнику, а преимущественно, сообразуясь с временем и обстоятельствами рождения ребенка. Зачастую встречаются имена: Анна Гельды (наступила пятница), Гюн Догды (солнце взошло) и т. д. Если долго не было ребенка, то его называют Алла Берды (Бог дал), если же рождается подряд несколько девочек, то последней дают имя Огуль Герек, что значит — надо мальчика.
Когда мальчику минет 6-7 лет, совершается обрезание, сопровождаемое у богатых угощением народа и скачками,

Вдовство, второе замужество

По обычаю туркмен дети принадлежат мужу, а в случае его смерти его родным. Матери-вдове хотя разрешается быть опекуншей и воспитывать их, но при условии, чтобы она жила у родных мужа; увезти их с собой в свой родной аул, или взять при выходе во второе замужество она не имеет права. Поэтому вдова при выходе во второе замужество должна разлучиться со своими детьми от первого брака даже и в том случае, если они малолетние.
В случае продажи дочерей в замужество, весь калым получают ближайшие родственники со стороны отца, и матери не дается ничего, за тем редким исключением, когда таких родственников не оказывается совершенно.

Похоронные обряды

Относительно похоронных обрядностей у туркмен существуют следующие обычаи.
По смерти кого-либо из туркмен в кибитке умершего собираются родственники и соседи покойного и испуская вопли, оплакивают его. Затем, по омовении тела, мужчин обертывают в тройной, а женщин в пятерной саван совершают «джиназа» (заупокойную молитву) и везут на кладбище на верблюде или лошади, а при близости кладбища, несут на руках. Родственники покойного режут барана, пекут чуреки и все это везут за покойником для раздачи присутствующим на похоронах; кроме того за покойником, если он был состоятельным человеком, ведут верблюда или лошадь, деньги от продажи которых предназначаются для раздачи бедным и людям, копавшим для покойника могилу, которым раздают также куски материи, покрывавшей тело покойного на пути к могиле. Замечательно, что из детей или родственников покойного только один провожает его тело на кладбище, а вдова умершего при увозе тела обегает несколько раз с рыданиями вокруг лошади или верблюда, на котором его увозят. На кладбище обряд не совершается, не присутствует также и мулла. Умерших хоронят обыкновенно в тот же день на кладбищах, устроенных зачастую возле могилы какого-нибудь святого. На 3, 7, 40, 100 дни и в годовщину кончины родственники покойного созывают соседей и бедняков и устраивают поминки при непременном участии муллы, которым читаются соответствующие молитвы.
Считается непременной обязанностью всех родственников и сородичей умершего посещение его кибитки для выражения ближайшим родственникам и детям покойного своего соболезнования; для этого приезжают иногда за сотни верст, и такие визиты бывают даже спустя несколько лет после смерти данного лица.

Развлечения

Развлечением для туркмен служат главным образом скачки, затем борьба, состязания в беге и стрельбе в цель, устраиваемые во время больших праздников и свадеб. Туркмены очень любят слушать своих певцов (бахши), воспевающих под аккомпанемент двухструнной гитары или тростниковой дудки дела отцов или похождения народных героев; более развитые из туркмен играют в шахматы. О танцах туркмены не имеют никакого представления. Дети забавляются игрой в жмурки, волка и овец, в бабки и проч. Для девочек единственным развлечением служат качели.

Литература

Книги, написанные на наречии туркмен, весьма редки; из имеющихся большая часть духовного содержания и списаны с произведений хивинских авторов; из оригинальных же книг можно указать на историю Огуз хана, имеющуюся в различных вариантах, и на сборники песен гокланских поэтов: Махтум Кули, лирического поэта, родом геркеза, жившего около 100 лет тому назад на Атреке; Залили-Муллу, жившего на Гюргене, и Вели Магомед Муллу. Кроме того, имеется стихотворный сборник, любимый народными певцами, под названием «Юсуф-Ахмед», воспевающий подвиги и приключения двух героев, Юсуфа и Ахмеда, и хивинский сборник «Шах Сенем».

Народная нравственность

Еще так недавно оставленная туркменами привычка к занятию аламанами, грабежами и разбоем с целью наживы, каким-то непонятным образом сочеталась с безукоризненной общественной нравственностью. Сделавшись русским подданным, туркмен оставил свои излюбленные занятия совершенно. Закаспийские степи и оазисы, куда 20 лет тому назад не мог показаться путешественник, не рискуя собственной жизнью и свободой, сделались более безопасными, чем Кавказ, и даже, чем многие губернии Европейской России. Убийства с целью ограбления, если и случаются в области, то виновным почти всегда является кто-нибудь из пришлого населения: кавказский инородец, перс, но не туркмен. Нанесение ран и убийства нередки среди туземного населения, но причиной их служит поруганная любовь, оскорбленная честь или ссора, но никогда не цель наживы. Случаи разбоя или грабежа почти не встречаются совершенно, а кража денег и вещей очень редко. Наиболее часто встречающийся вид кражи — это угон скота, к которому туземное общественное мнение относится снисходительно, считая это преступление своего рода молодечеством, пережитком недавнего прошлого.
Измена супружеской верности и проступки против общественной нравственности считаются у туркмен большим преступлением. Еще и теперь не редко убийство неосторожных любовников и отрезывание уха местным ловеласам.

Шариат и обычное право

Хотя туркмены принадлежат к последователям ислама, шариатские постановления которого должны служить единственным духовным, уголовным, гражданским и нравственным законом для мусульманина, туркмены руководствуются шариатом, и то до некоторой степени, только в делах бракоразводных и по разделу наследства. Все остальные части шариата ими заменены постановлениями обычного права, не только не схожими с шариатскими, но, зачастую, им прямо противоречащими.
Обычное право не делает различия между преступлениями уголовными и гражданскими и не налагает никаких личных наказаний. Всякое преступление рассматривается с точки зрения причиненного вреда или убытка. За убийство обычаем установлено кровомщение или денежный выкуп (хун), равный обыкновенно 100 текинским туманам. Кровомщение заключалось в том, что родственники убитого убивали виновного, или, так как он обыкновенно успевал скрыться, одного из его родственников. Этот обычай в настоящее время преследуется русскими законами. За угон скота или кражу по обычаю полагается только возвращение краденого и причиненных убытков.
Туземное обычное право, регулирующее до мельчайших подробностей жизнь туземного населения, не составляет писанного кодекса, а передается из поколения в поколение изустно в виде предания.

Народный суд

В свободной Туркмении, где не было никакой предержащей власти, не было также и организованного суда. Обиженный или рассчитывался сам со своим обидчиком, или по взаимному соглашению обращался к старикам, которые разбирали дело по обычаю. Так как не было и исполнительной власти для приведения решений в исполнение, то эту обязанность принимало на себя все общество, объявляя неподчинившегося решению стариков «би мамле», т. е. исключенным из общества, отверженным. В делах шариатской компетенции: бракоразводных и по разделу наследства туркмены обращались к муллам и казию (знатоку шариата).
С установлением русского владычества туземцам был дан правильно организованный народный суд в виде трех апелляционных инстанций, разбирающий уголовные дела и тяжбы, возникшие между туземцами, по обычному праву. Первой инстанцией служит аульный суд, состоящий из трех судей, выбираемых обществом каждого аула; второй — суд приставский, где под председательством пристава заседают 5 аульных судей по очереди, и третьей — Чрезвычайный съезд народных судей, собирающийся в Асхабаде один или два раза в год. Решения этого съезда, утвержденные Начальником области, считаются окончательными. В отличие от предыдущего в Мервском уезде первой инстанцией является суд Приставский, а второй уездный съезд народных судей.

Административное управление

Кроме Военного Министерства и Туркестанского Генерал-Губернатора, которым принадлежит высшее руководство в делах управления областью, непосредственное управление населением осуществляется Начальником Закаспийской области, как высшим местным административным органом, уездными начальниками в уездах, приставами и управляющими населением в приставствах и районах. Все вышеуказанные начальствующие лица назначаются из воинских офицерских чинов.
Ближайшая исполнительная власть в отдельных аулах вверена аульным старшинам, выбираемым самим населением из своей среды. Кроме того, внутренние дела аулов ведаются аульными сходами, состоящими из всех кибитковладельцев аула.

Подати

Обложение населения в пользу казны состоит из государственной покибиточной подати и земского сбора на общественные надобности. Единицей обложения является кибитка, как признак хозяйственной самостоятельности семьи.
Государственная подать определена в размере 4 рублей в год с каждой кибитки, а земский сбор на общественные надобности по 2 рубля с кибитки.
В большинстве уездов области при взимании податей применяется внутренняя раскладка подати, сообразуясь с состоятельностью отдельных кибитковладельцев. Бедные вдовы, сироты, лица не способные к труду, а также лица, прослужившие в туркменском дивизионе 10 лет, от подати освобождены совершенно.
Туземное население области вносит ежегодно около 392 тысяч рублей, из которых 273 тысячи рублей государственной подати и 119 тысяч земского сбора, что составляет по 1 р. 25 к. в год на душу населения.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама